Что такое ектения. Ектения (малая и большая, о здравии и за упокой)

один из видов молитвословий во время церковного богослужения. Состоит из ряда прошений (призывов к молитве различного содержания), возглашаемых диаконом или иным священнослужителем, и ответных аккламаций народа на каждое прошение; наиболее часто используемая в Е. и известная аккламация - «Господи, помилуй» . В конце Е. предстоятель (епископ или священник) произносит возглас (как правило, но не обязательно заключающий читаемую во время Е. молитву).

Терминология

Для обозначения Е. в греч. литургической терминологии используются слова συναπτή (сборные [прошения]), αἰτήσεις (прошения - как правило, для обозначения Е., в к-рой аккламацией народа служат слова Παράσχου, Κύριε ()) и нек-рые др. Термин ἐκτενὴς [ἱκεσία] (сугубое, протяженное [моление]), от к-рого и образовано рус. слово «Е.», в греч. традиции обозначает не любую Е., а лишь сугубую, после прошений к-рой «Господи, помилуй» поется многократно. Наиболее общий термин для обозначения всех видов Е. в греч. традиции - διακονικά (диаконские [возглашения]); в древнерус. традиции был известен эквивалент этого термина - к-рый в совр. рус. практике не употребляется. Существуют и др. греч. термины для обозначения Е. (напр., мирная Е. в ряде визант. памятников обозначена как εὐχὴ τοῦ τρισαγίου, букв.- молитва Трисвятого; и т. д.).

Происхождение

Древнейшие тексты Е. зафиксированы в описаниях Божественной литургии , вечерни и утрени , содержащихся в VIII кн. «Апостольских постановлений» (ок. 380), а также в «Завещании Господа нашего Иисуса Христа» (V в.) (рус. перевод см.: Скабалланович. С. 86-91) и (фрагментарно) в творениях свт. Иоанна Златоуста . М. Н. Скабалланович выдвинул предположение о происхождении мирной Е. из поминовений в составе анафоры евхаристической литургии, т. е. из intercessio (Там же. С. 78-79). Более вероятно, однако, что Е. и intercessio развивались параллельно, и ядро Е. существовало в чине литургии уже во II в.- с ним можно отождествить моления, произносимые всеми верными вместе (противопоставляемые молитве одного предстоятеля от лица всех, т. е. анафоре) в начале литургии верных (Iust. Martyr. I Apol. 65-67; Х. Матеос указывал также на вербальное сходство нек-рых выражений мч. Иустина Философа и прошений известных по позднейшим источникам Е.- см.: Mateos. Célébration. P. 165-166). К Е., открывавшей литургию верных (предположительно - уже со II в., достоверно - c IV в.), восходят совр. мирная и просительная Е. правосл. богослужения. Эта Е. в IV в. (а возможно, и ранее) читалась коленопреклонно (см.: Ibid. P. 163-165; именно к этой практике относятся канонические правила Петр. Ал. 15, I Всел. 20, Васил. 91, Трул. 90, запрещающие коленопреклонное моление в воскресные дни и в период Пятидесятницы), но со временем коленопреклонение во время Е. было оставлено (возможно, по причине распадения Е. в начале литургии верных на части и увеличения общего числа Е.); следом древней практики коленопреклонного чтения Е. в позднейшей традиции являются 3 особые Е. во время вечерни в день Пятидесятницы и коленопреклонные Е. и молитва в чине освящения храма . Малые Е., по предположению Матеоса, являются расширением краткого возгласа «Господу помолимся», предварявшего отдельные молитвы священника (Mateos. Célébration. P. 31-33), и их прошения лишь постепенно были уподоблены прошениям мирной Е.

Сугубая Е. визант. богослужения несомненно происходит из практики стационального богослужения - она возглашалась во время молитвенных шествий по городу (с этой т. зр. к сугубой Е. близки диаконские прошения, возглашаемые во время литии на всенощном бдении). Ок. VIII в. сугубая Е. была включена в состав к-польского чина Божественной литургии, встав на место исчезнувшей к этому времени проповеди после Евангелия (см.: Ibid. P. 148-156). В рукописях и первопечатных изданиях тексты Е. не вполне стабильны и могут различаться как составом прошений, так и текстами отдельных прошений. В печатных изданиях богослужебных книг Нового и Новейшего времени тексты Е. чаще имеют постоянный состав, хотя в различных изданиях также возможны разночтения (изменения могли быть в т. ч. вызваны, как, напр., в России, гос. потрясениями).

В современном православном богослужении

Е. используются очень широко и входят в состав всех служб суточного круга богослужения (кроме часов и изобразительных), чина Божественной литургии и мн. чинопоследований Евхология (Требника). Существует 4 основных вида Е.: мирная, малая, просительная и сугубая. Все эти виды Е. присутствуют в чинопоследованиях вечерни, утрени и Божественной литургии.

Мирная Е. открывает службу: на вечерне она читается после предначинательного псалма , на утрене - после шестопсалмия , на литургии - сразу после начального возгласа, т. е. в начале литургии оглашенных (некогда мирная Е., однако, открывала литургию верных, т. е. возглашалась уже по окончании литургии оглашенных; напоминанием об этой практике являются Е. особого состава во время молитв верных до великого входа и просительная Е. после него, но впосл. мирная Е. была перемещена в начало службы и стала читаться перед Трисвятым (с IX по XII в.), а затем - и на своем совр. месте (начиная уже с XI в. и окончательно - с XIII в.); см.: Ibid. P. 29-30).

Малые Е. читаются на вечерне и утрене после кафизм (в нек-рых случаях эти Е. отменяются; на утрене малые Е. возглашаются также после 3, 6 и 9-й песней канона (в 1-й день Пасхи - после каждой песни канона)), а на литургии - после 1-го и 2-го антифонов .

Просительная Е. (содержание к-рой указывает на завершение моления - см.: Ibid. P. 158; Taft. Great Entrance. P. 318-322) предваряет заключительную часть вечерни и утрени и следует за «Сподоби, Господи» (к-рое на вечерне представляет собой самостоятельный текст, а на утрене входит в состав великого славословия). На литургии просительные Е., принимающие в свой состав дополнительные прошения, читаются после великого входа и после анафоры.

Сугубая Е. в чине вечерни и утрени служит знаком статуса праздничности службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова): в чинах великой вечерни, славословной и полиелейной утрени сугубая Е. предваряет просительную (на утрене - непосредственно примыкая к ней, а на вечерне - помещаясь до «Сподоби, Господи», причем в этом случае сугубая Е. вечерни приобретает 2 дополнительных прошения в начале: и на утрене эти 2 прошения присоединяются к сугубой Е. лишь раз в году - в Великую субботу); на вседневном богослужении с «Бог Господь» сугубая Е. помещается в самом конце вечерни и утрени, перед возгласами и отпустом; на службе с пением «Аллилуия» и земными поклонами сугубая Е. вечерни и утрени отменяется. На литургии сугубая Е. читается после Евангелия и всегда начинается с прошения (таким же образом сугубая Е. читается не только на полной литургии, но и на литургии Преждеосвященных Даров, даже если на ней нет Евангелия - в этом случае сугубая Е. читается после паремий, «Да исправится молитва моя» и поклонов). Подробнее см. статьи Малая ектения , Мирная ектения , Просительная ектения , Сугубая ектения .

Кроме 4 основных видов Е. существуют и иные, напр. благодарственная Е. на литургии после причащения; сокращенная сугубая Е. (читается на утрене в конце двупсалмия, на малой вечерне, на т. н. полунощнице в ночь 1-го дня Пасхи; устав называет эту Е. «малая ектения», т. е. «малая сугубая»); Е., читаемая священником в конце повечерия и полунощницы; мирные Е. при водоосвящениях ; сокращенная мирная Е., читаемая тайно в алтаре при хиротониях ; заупокойные мирная, малая и сугубая Е. при различных поминовениях усопших и т. д. В церковной практике хорошо известны различные дополнительные прошения о тех или иных нуждах (эти прошения выписаны в Требнике и Служебнике, а также составляются заново при необходимости), включаемые в мирную и особенно сугубую Е.

Во время произнесения Е. диакон стоит на амвоне, воздевая правой рукой орарь (если Е. читается священником, она произносится без воздеяния рук). Е. в 1-й день Пасхи и во всю Светлую седмицу произносятся диаконом со свечой в руках. Заупокойные Е., а также Е. при водоосвящениях принято произносить, сопровождая провозглашение прошений каждением . В совр. рус. практике обычно на каждое прошение Е. совершаются крестное знамение и поясной поклон, но в древнерус. традиции этот обычай не был известен. В совр. греч. практике диакон и народ совершают крестное знамение и поясной поклон лишь в самом конце Е., но не во время их прошений; в практике старообрядцев крестное знамение также совершается лишь на заключительный возглас Е. (однако после начального прошения сугубой Е. у старообрядцев принято делать 3 земных поклона; можно также отметить, что в визант. традиции чтение сугубой Е. сопровождалось воздеянием рук всего народа). Аккламации на Е.- «Господи, помилуй» и проч.,- к-рые в древней Церкви произносились всем народом, в совр. традиции поет хор (при этом в греч. практике мн. Е. могут исполняться не хором, а с интонированием аккламаций на Е. одним певцом или чтецом). В XVII в. редакторы принятого ныне в РПЦ Типикона предприняли попытку возродить древний обычай возглашения аккламаций на Е. всем народом, включив в состав Типикона полемическую статью под названием (см. 49-ю гл.: Типикон. [Т. 2.] Л. 418 об.- 422. С. 844-851; вопрос об аккламациях на Е. рассмотрен в заключительной части статьи: Там же. С. 849-851), но эта попытка осталась без внимания.

Лит.: Goar. Euchologion; Никольский. Устав; Скабалланович. Типикон. Ч. 2. С. 75-103, 106-107, 143-155, 158-163; Mateos. Célébration. P. 27-33, 148-173.

Диак. Михаил Желтов

Е. в певческой традиции

Русская монодия

В древнерус. певч. Обиходах ответы на прошения в Е. появляются с сер. XVI в. Нередко в записи зафиксирован только текст, без нотации. В списках Иерусалимского устава чаще можно встретить указания «глаголати» Е., однако в Уставе ГИМ. Син. № 335 есть следующая ремарка в конце всенощного бдения: «...и поем на болшей стране велегласно Господи помилуй трижды»: Л. 23. О певч. исполнении строк Е. уже в XV в. свидетельствует также указание Новгородской IV летописи: «В лето 6984... некоторыи философове начаша пети «Господи, помилуй», а друзеи - «Осподи, помилуй»» (ПСРЛ. Т. 4. C. 130). В старообрядческом поморском уставе (Устав обители святаго Богоявления на Выгу реце. Саратов, 1911. Л. 6 об., 11) для Е. часто применяется глагол «пети». Возможно, в богослужебной практике ответы Е. исполнялись и т. н. читком, и к.-л. простым напевом. В певч. сборниках XVII в. (Б-ка МДА. П-213 С-23. Инв. 231869; ГИМ. Син. певч. № 1191; Син. № 819 и др.) в составе всенощного бдения нотированы обычно Е. великая, сугубая (иногда с указанием «болшая»), просительная. Строки «Господи, помилуй» всех видов Е. по мелодическому содержанию почти идентичны (2-ступенные последования в силлабическом стиле), но различаются по ритмическому оформлению. Нотированная строка «Тебе, Господи» отличается более развитой мелодикой и имеет неск. вариантов различной протяженности в зависимости от вида Е. В подобном мелизматическом стиле распеты строки «Господи, помилуй» и «Аминь» на сугубой Е.

Е. литургии фиксировались с появлением полного нотированного чинопоследования литургии, т. е. с сер. XVI в. (РГБ. Ф. 113. № 240, сер. XVI в.; РНБ. Кир.-Бел. № 652/909, 1558 г.; № 569/826, 50-60-е гг. ХVI в.) (Макаровская. 1999. С. 28; Она же. 2001. С. 417). На основе исследования более 200 рукописных источников, из к-рых более 140 относятся к XVI-XVII вв., были сделаны выводы о наличии стабильных циклов строк Е. 1-й цикл - великая Е. и 2 малые Е. до малого входа, запричастная Е. «Прости приимше...»: мелизматические строки «Тебе, Господи» и «Аминь»; 2-й цикл - сугубая Е. и 1-я верных: строки «Аминь»; 3-й цикл - Е. об оглашенных и просительные Е. литургии верных: мелизматические строки «Тебе, Господи» и «Аминь». Первоначально в певч. Обиходах последование литургии фиксировалось в краткой редакции, в которой могли не выписываться повторы строк Е. До посл. трети XVI в. в рукописях преобладает нотация, изобилующая тайнозамкненными начертаниями с нестабильной графикой. С посл. трети XVI в. песнопения Обихода, в т. ч. Е. литургии, начинают фиксироваться дробным знаменем (Игошев. 1997. С. 6-7).

Постепенно состав песнопений литургии расширяется до появления полной редакции в 1-й пол. XVII в., к-рая к середине века становится наиболее распространенной (РНБ. Q 1. № 1408; Кир.-Бел. № 681/938, 1605 г.; РГБ. Ф. 272. № 322, 1-я пол. XVII в.; Ф. 228. № 36, 1-я пол. XVII в.; Ф. 37. № 138, 1613-1645 гг. и др.). Данные циклы Е. могли иметь варианты в нотации: во-первых, по-прежнему в разных списках могли не нотироваться нек-рые из повторяющихся строк, а во-вторых, графика строк могла иметь вариантные отличия. Раздельноречные источники сер. XVII в., в к-рых проставлены степенные пометы выговскими певчими (РГБ. Ф. 354. № 144; ГА Тверской обл. Ф. 1409. Оп. 1. № 1044), дают возможность прочитать циклы строк в рукописях с периода фиксации дробным знаменем (ГИМ. Единоверч. № 37, 3-я четв. XVI в.; Епарх. певч. № 110; Син. певч. № 1148; Щук. № 622, посл. четв. XVI в.) и выявить наличие циклов вариантной повторности в чинопоследовании.

С сер. XVII в. строки Е. литургии унифицируются по графике и в таком виде закрепляются в старообрядческих рукописях ветковской, а затем и гуслицкой традиций XVIII-XX вв. Дореформенная нотация Е. литургии более соответствует практике многогласия (связующие знаки между строками и т. д.). Почти совсем не встречается самостоятельный конечный знак «крыж», вместо него на концах строк часто присутствуют связующие знаки: «переводка», «голубчик», «два в челну». С переходом на единогласие за неск. десятилетий со 2-й пол. XVII в. до нач. XVIII в. произошли естественные изменения не только в нотации (появились «крыжи», исчезли связующие знаки), но и в протяженности напева. Так, значительно сократились строки «Тебе, Господи» в малых Е., наполовину сокращена строка «Тебе, Господи» в просительных Е. литургии верных, уже не образующих точной повторности с Е. об оглашенных. Также в старообрядческой практике с XVIII в. до наст. времени «Аминь» Е. об оглашенных не соответствует «Аминь» 1-й просительной Е., но совпадает с «Аминь» сугубой Е. и 1-й Е. верных (см. разные списки Обедницы).

В старообрядческих печатных Обиходах, как в беспоповском (М., 1911), так и в поповском (К., 1909), нотированные строки Е. в составе всенощного бдения отсутствуют. Мелизматический вариант «Господи, помилуй» с указанием «демеством» присутствует в Е. об оглашенных в «Обеднице знаменнаго и демественнаго роспева» (поповского согласия) (М., 1909. Л. 23 об.). Иной мелодический вариант в силлабическом стиле помещен для сугубой Е. на литургии Преждеосвященных Даров (после прокимна «Да ся исправит», до него иногда помещались обычные мелодические строки Е.) (Там же. Л. 61-62 об.). В разделе песнопений демественной литургии также распеты строки Е. (Там же. Л. 75 об.- 76).

В синодальных Обиходах (1772, 1833, 1860, 1892) опубликованы мелодические строки великой, сугубой и просительной Е. знаменного, сокращенного знаменного, киевского распевов.

В «Обиходе церковных песнопений древняго роспева Соловецкого монастыря» (М., 2004р. С. 73, 106, 133, 161, 163) для вечерни, утрени, литургии и литургии Преждеосвященных Даров нотированы великая, сугубая и просительная Е., типологически идентичные Е. знаменного распева. В Супрасльском Ирмологионе зафиксированы Е. ранней киевской певч. традиции (БАН Литвы. F. 19.116. Fol. 18-119 об., 1638-1639 гг.).

В русской многоголосной традиции

известны гармонизации традиц. распевов, в т. ч. авторские, а также самостоятельные сочинения, авторские или местные (анонимные). В соловецком Обиходе (М., 2004р. С. 18) великая Е., помещенная в разделе для всенощного бдения, представляет собой 2-голосное тонально-гармоническое последование. Для великой Е. созданы гармонизации т. н. обычного напева (вероятно, восходящего к знаменному распеву), более развитого мелодически киевского (Обиход нотный Киево-Печерской Лавры: Всенощное бдение. М., 2001. С. 7-8), сокращенного киевского, а также оригинальные композиции Н. Н. Толстякова , С. В. Смоленского , иером. Нафанаила (Бачкало) , Н. Н. Кедрова (отца), Н. Н. Кедрова (сына), М. Е. Ковалевского и напевы, получившие название, вероятно, по месту происхождения: Е. «виленская», «полтавская», «оренбургская» и др. Среди напевов сугубой Е. следует отметить авторские гармонизации А. А. Архангельского , Кедрова (отца), П. Г. Чеснокова , А. Т. Гречанинова и многочисленные местные напевы, такие как Е. «буковинская», «одесская», «георгиевская», «софрониевская», «могилёвская», «пюхтицкая», «московская», напева Троице-Сергиевой лавры и др. Просительная Е. имеет неск. гармонизаций традиц. распевов: «обычного», знаменного, киевского, Киево-Печерской лавры, а также существуют особые варианты, напр. Е. «уральская», Оптиной пуст., «грузинская», «виленская» и др. (различные распевы Е. см. в сб.: Обиход церковного пения. М., 1997. С. 9-11, 16-17, 52, 75, 111, 140, 160, 167, 211, 225-226, 272; Нотный сборник православного русского церковного пения. Лондон, 1962. Т. 1: Божественная литургия. С. 1-3, 61-72; Песнопения Божественной литургии. Золотоноша, 2000. С. 1-8, 13, 109-125, 172-182; Благослови, душе моя, Господа: (Песнопения всенощного бдения). М., 1995. С. 28-30, 68-73, 84 и др. (см. указ.: Свод напевов. С. 410-414)). В совр. практике распространена Е. в виде 2-ступенного мелодического последования.

В греческой богослужебной практике

строки Е. чаще произносятся одним или неск. псалтами. В певч. рукописях нотированных строк Е. не обнаружено: возможно, строки Е. читались. Это предположение подтверждается сведениями иером. Арсения (Суханова) о богослужебной практике XVII в.: «Зде отнюдь ни в коем месте не слыхали есмы, чтоб пели «Господи, помилуй» и на прочих ектениях, но везде говором говорят лики и вси предстоящии» (Проскинитарий Арсения Суханова, 1649-1653 гг. / Ред.: Н. И. Ивановский. СПб., 1889. С. 256. (ППС; Т. 7. Вып. 13)). В наст. время обычно пропеваются и нотируются в певч. книгах Е. на вечерне на литии (Ταμεῖον ῾Ανθολογίας. Κωνσταντινούπολις, 1869. Τ. 1. Σ. 224-225) и на литургии великая Е., сугубая Е. после чтения Евангелия, иногда просительная Е. после великого входа. Сугубая Е. распета мн. мелургами на разные гласы: хартофилаксом Хурмузием , протопсалтом Григорием , Феодором Папапарасху Фокейским (Ταμεῖον ῾Ανθολογίας. Κωνσταντινούπολις, 1869. Τ. 3. Σ. 26-33), протопсалтом Николаем (Смирнским?) (на 1-й, 3-й, 1-й плагальный, 2-й плагальный, βαρύς, 4-й плагальный гласы) (Μουσικός θησαυρός τῆς λειτουργίας. ῞Αγιον ῎Ορος, 1931. Σ. 97-106). В литургии мон. Нектария среди распетых строк великой Е. на 4-й плагальный глас нотирован также возглас священника «Паки и паки миром Господу помолимся» (см.: Ibid. Σ. 12-13).

В болг. «Псалтикийной литургии» (Учебник за духовните семинарии / Съст. М. Тодоров. София, 19923) нотированные Е. имеют оригинальный напев (отличающийся от греч. традиции, согласно к-рой распеты все др. песнопения).

Лит.: Посошенко А. Литургия Иоанна Златоуста: Дипл. работа / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1984. Ркп.; Игошев Л. А. Очерки по истории рус. муз. культуры XVII в. М., 1997; Макаровская М. В. Циклы мелодических строк в песнопениях литургии знаменного распева // Историко-теоретические проблемы музыкознания. М., 1999. С. 24-49. (Сб. тр. РАМ им. Гнесиных; Вып. 156); она же. Структура певч. ряда в литургии знаменного распева // ЕжБК. 2001. С. 416-421; Успенский Н. Д. Православная вечерня: Чин всенощного бдения (ἡ ἀγρυπνία) на Правосл. Востоке и в Рус. Церкви. М., 2004. С. 299-300.

М. А. Макаровская, И. В. С.

Ектения всегда читается в диалоге с хором. Ответные слова хора называются аккламациями . На ектенье бывают четыре различных аккламации:

  • «Господи, помилуй»
  • «Подай, Господи»
  • «Тебе, Господи»
  • «Аминь » - заключительная.

Ектения заканчивается возгласом священника, на который хор отвечает: «Аминь! » . Возглас священника в большинстве случаев является громко озвученным окончанием про себя читаемой положенной в это время молитвы.

Таким образом, общая схема ектении выглядит так:

Диакон - Хор - Диакон - Хор - ... - Диакон - Хор - Священник - Хор

В некоторых случаях бывают незначительные отступления от этой схемы, особенно когда ектении идут друг за другом, в частности, на литургии.

Великая (мирная) ектения

Предваряет большинство служб православной церкви.

Великая ектения содержит молитвенные прошения о нуждах всей Церкви и общества. Каждое прошение диакон сопровождает поясным поклоном. Моление начинается с предметов наиболее возвышенных («свышнем мире» ) и постепенно снижается к общецерковным нуждам, затем земным, общественным, и наконец, к личным.

Завершается призывом верующих всецело предать свою жизнь Богу, с надеждой на заступничество Божией Матери и всех святых, и в успокоении пребывать в общецерковной молитве в храме. Возглас священника указывает на славу Божию, как высшее основание и цель мироустройства.

Таблица 1. Великая ектения.

Просительная ектения

Эта ектения называется просительной, потому что в ней верующие преимущественно молят Бога о благах, временных и вечных. В основе её лежат прошения, оканчивающиеся словами «у Господа просим », после которых клирос поёт «Подай, Господи ». Первые два прошения завершаются клиросом обычным образом: «Господи, помилуй », - а последнее словами «Тебе, Господи ».

Просительная ектения присутствует в следующих православных богослужениях:

  • На всех видах вечерни , кроме малой.
  • На всех видах утрени .
  • На всех видах литургии .
  • На молебнах ; при совершении некоторых таинств , например, венчания .

Набор прошений ектении на вечерне и утрене различается в двух словах (буквально). Различаются также возгласы. Особенности просительной ектении на литургии бо́лее сложны и рассмотрены в следующем разделе. Ниже приведена таблица прошений на вечерне. Поправки для просительной ектении на утрени содержатся во всплывающих подсказках выделенных слов.

Таблица 4. Просительная ектения на вечерне.

Ектении на литургии

Особенности просительной ектении на литургиях трёх видов

Две просительные ектении на литургии Иоанна Златоуста , две на литургии Василия Великого и одна просительная ектения литургии Преждеосвященных Даров (состоящая из видоизменённых прошений 1‑й и 2‑й просительных ектений обычной литургии) имеют дополнительные прошения. Основа же просительной ектении остаётся постоянной. В следующей таблице стандартные прошения просительной ектении для удобства сравнения затенены (серым цветом). Также для удобства понимания ектения на литургии Преждеосвященных Даров разбита на 2 логические части, столбец «Хор» опущен.

Таблица 4a. Просительная ектения на литургии

Ектения об оглаше́нных

Возглашается на каждой литургии, в конце так называемой литургии оглашенных (после чтения Евангелия и сугубой ектении).

Таблица 5. Ектения об оглашенных

Ектения о готовящихся ко Крещению

Следует сразу после ектении об оглашенных на литургии Преждеосвященных Даров, начиная со среды Крестопоклонной (4‑й) седмицы Великого поста.

Таблица 6. Ектения об готовящихся ко Крещению

Ектения заупокойная (о усопших)

Совершается во все дни церковного года (кроме воскресных дней,

Во время Богослужения мы часто слышим ряд молитвенных прошений, произносимых протяжно, медленно, возглашаемых диаконом или священником от лица всех молящихся. После каждого прошения хор поет: «Господи, помилуй!» или «Подай, Господи» . Это так называемые ектении, от греческого наречия ектенос - «усердно».

Ектении разделяются на несколько видов:

  • Великая ектения
  • Сугубая ектения
  • Просительная ектения
  • Малая ектения
  • Ектения об умерших или Заупокойная

Великая ектения

Великая ектения состоит из 10 прошений или отделов.

  1. Миром Господу помолимся.

    Это значит призовем на наше молитвенное собрание мир Божий, или благословение Божие и под сению лица Божия, с миром и любовью к нам обращаемого, приступим к молениям о наших нуждах. Равным образом и молиться будем в мире, простивши взаимные обиды (Мф. 5:23-24) .

  2. О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.

    «Мир свышний» - это мир земли с небом, примирение человека с Богом или получение от Бога прощения в грехах чрез Господа нашего Иисуса Христа. Плодом же прощения грехов или примирения с Богом, служит спасение наших душ, о чем мы также молимся во втором прошении Великой ектений.

  3. О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся.

    В третьем прошении мы молимся не только о согласной и дружной жизни между людьми на земле, не только о мире всей вселенной, но и мире, более широком и более глубоком, это: мир и согласие (гармония) во всем мире, в полноте всех Божиих творений (неба и земли, моря и «вся яже в них», ангелов и человек, живых и умерших). Второй предмет прошения; благостояния, т.е. спокойствие и благополучие святых Божиих церквей или отдельных православных обществ. Плодом и следствием процветания и благоденствия православных обществ на земле будет обширное нравственное единение: согласие, дружное возвещение славы Богу от всех стихий мира, от всех одушевленных существ, будет такое проникновение «всего» высшим религиозным содержанием, когда будет Бог «совершенно во всем» (1 Кор. 15:28) .

  4. О святом храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в он, Господу помолимся.

    Благоговение и страх Божий выражаются в молитвенном настроении, в отложении житейских попечений, в очищении сердца от вражды и зависти. С внешней стороны благоговение выражается в телесной чистоте, в приличной одежде и в воздержании от разговоров и озираний по сторонам. Молиться о Святом Храме, значит просить Бога, чтобы не отступал никогда Он от храма своею благодатию; но сохранил от осквернения врагами веры, от пожаров, землетрясений, грабителей, чтобы в храме не оскудевали средства для поддержания его в цветущем состоянии. Храм именуется святым по святости священных действий, в нем совершаемых и по благодатному присутствию в нем Бога, со времени освящения. Но не для всякого доступна благодать, в храме пребывающая, а только для вступающих в него с верою, благоговением и страхом Божиим.

  5. О граде сем, (или о веси сей) всяком граде, стране, и верою живущих в них, Господу помолимся.

    Мы молимся не только о своем городе, но о всяком другом городе и стране, и о жителях их (потому что по христианскому братолюбию, мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях).

  6. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.

    В этом прошении мы просим Господа даровать нам хлеб насущный, то есть все необходимое для нашей земной жизни. Просим благоприятной погоды для произрастания хлебов, а также мирного времени.

  7. О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и о спасении их, Господу помолимся.

    В этом прошении Св. Церковь приглашает нас молиться не только о присутствующих, но и об отсутствующих: находящихся в дороге (плавающих, путешествующих), болящих, недугующих (то есть больных и слабых физически) и страждущих (то есть испытывающих страдания) и о находящихся в плену.

  8. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

    В этом прошении мы просим Господа избавить нас от всякой скорби, гнева и нужды, то есть от горя, бедствий и невыносимого стеснения.

  9. Заступи, спаси, помилуй, и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

    В этом прошении мы молим Господа оградить нас, сохранить и помиловать чрез Его милость и благодать.

  10. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу Нашу Богородицу, и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувши сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

    Матерь Божию мы потому постоянно призываем в ектениях, что Она служит нашей Заступницей и Ходатайницей перед Господом. После обращения за помощью к Матери Божией Св. Церковь советует себя, друг друга и всю жизнь нашу поручить Господу.

Великая ектения иначе называется «мирною» (потому что в ней часто испрашивается людям мир).

Сугубая ектения

Вторая ектения называется «сугубой», то есть усиленною , потому что на каждое прошение, произносимое диаконом, певчие отвечают тройным «Господи помилуй» .

Сугубая ектения состоит из следующих прошений:

  1. Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.

    Скажем Господу от всей души и от всего помышления нашего: (далее и поясняется, что именно скажем).

  2. Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.
  3. Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

    Помилуй нас, Господи, по Твоей великой благости. Молимся Тебе, услыши и помилуй.

  4. Еще молимся о всем Христолюбивом воинстве.

    Еще молимся за всех воинов, как защитников Веры и Отечества.

  5. Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех, и всем во Христе братстве нашем.

    Еще молимся о братиях наших по службе и по Христу.

  6. Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших Патриарсех православных, и благочестивых царех, и благоверных царицех, и создателех святого храма сего, и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.

    Еще молимся о свят. православных Патриархах, о благоверных православных царях и царицех; - о всегда памятных создателях Св. храма; о всех наших умерших родителях и братьях, погребенных здесь и в других местах.

  7. Еще молимся о милости, жизни, мира, здравии, спасении, посещении, прошении и оставлении грехов рабов Божиих братии Святого храма сего.

    В этом прошении мы просим у Господа телесных и духовных благ прихожанам того храма, где совершается служба.

  8. Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.

    Еще молимся о людях: «плодоносящих» (т.е. приносящих вещественные и денежные пожертвования на богослужебные потребности в храме: вино, елей, фимиам, свечи) и «добродеющих» (т.е. производящих украшения в храме или жертвующих на поддержание благолепия в храме), а также о делающих какую-нибудь работу в храме, например, читающих, поющих, и о всех людях, находящихся в храме.

Просительная ектения

Просительная ектения состоит из ряда прошений , оканчивающихся словами «у Господа просим», на которые певчие отвечают словами: «подай Господи» .

Читается просительная ектения так:

  1. Исполним (вечернюю или утреннюю) молитву нашу Господеви.

    Совершим (или дополним) нашу молитву к Господу.

  2. Дне (или вечера) всего совершение, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим.

    Испросим у Господа, чтобы нам этот день (или вечер) провести целесообразно, свято, мирно и безгрешно.

  3. Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.

    Испросим у Господа Св. Ангела, который является верным наставником и хранителем души нашей и тела.

  4. Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим. Испросим у Господа прощения и оставления грехов (тяжких) и прегрешений (легких) наших.
  5. Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим.

    Испросим у Господа всего полезного и доброго нашим душам, спокойствия всем людям и всему миру.

  6. Прочее время живота вашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим.

    Испросим у Господа, чтобы оставшееся время нашей жизни мы прожили в мире и спокойной совести.

  7. Христианская кончины живота нашего, безболезненным, непостыдным, мирны, и Добраго ответа на страшном судищи Христово, просим.

    Испросим у Господа, чтобы кончина наша была бы христианской, то есть с исповедью и Причащением Св. Тайн, безболезненной, непостыдной и мирной, то есть чтобы мы перед кончиной помирились со своими близкими. Испросим доброго и безбоязненного ответа на Страшном Суде.

  8. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

    Славянское слово живот означает жизнь.

Малая ектения

Малая ектения представляет собой сокращение великой ектении и заключает только следующие прошения:

  1. Паки и паки (снова и снова) миром Господу помолимся.
  2. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
  3. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и Друг Друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Иногда к этим прошениям великом, сугубой, малой и просительной ектений присоединяются еще другие, составленные по специальному поводу, например, по случаю погребения или поминовения усопших, по случаю освящения воды, начала учения, наступления Нового Года.

Заупокойная ектения

а) Великая:

  • Миром Господу помолимся.
  • О свышнем мире и о спасении душ наших, Господу помолимся.
  • О оставлении согрешений, во блаженней памяти престальшихся, Господу помолимся.
  • О приснопамятнех рабех Божиих (произносятся имена), покоя, тишины, блаженныя памяти их, Господу помолимся.
  • О простити им всякое прегрешение вольное и невольное, Господу помолимся.
  • О неосужденным предстати у страшного престола Господа славы, Господу помолимся.
  • О плачущих и болезнующих, чающих Христова утешения, Господу помолимся.
  • О отпуститися им от всякия болезни и печали, и воздыхания, и вселити их, идеже прислещает свет лица Божия, Господу помолимся.
  • О яко да Господь Бог наш учинит души их в месте светло, в месте злачне, в месте покойно, идеже вси праведнии пребывают, Господу помолимся.
  • О причтении их в недрах Авраама и Исаака, и Иакова, Господу помолимся.
  • О избавитися нам от всяких скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
  • Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
  • Милости Божия, царства небеснаго, и оставления грехов испросивше тем и сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

б) Малая и в) Тройная заупокойная ектения состоят из трех прошений, в которых повторяются мысли великой ектении.

Возгласы, в то время, как диакон на солее произносит ектений, священник в алтаре читает про себя (то есть тайно ) молитвы (таких молитв особенно много в составе литургии), а конец их произносит громко. Эти концы молитв, возглашаемые священником, называются «возгласами» . В них обыкновенно выражается основание, почему мы, молясь Господу, можем надеяться на исполнение наших молитв, и почему мы имеем дерзновение обращаться к Господу с прошениями и благодарениями. По непосредственному впечатлению все возгласы священника разделяются на начинательные, литургийные и ектенийные. Чтобы ясно различить те и другие, нужно тщательно усвоить возгласы ектенийные.

Наиболее употребительными являются следующие возгласы:

  • После великой ектении: Яко (т.е. потому что) подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
  • После сугубой ектении: Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
  • После просительной ектений: Яко благ и человеколюбец Бог, еси и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
  • После малой ектении: Яко Твоя держава, и Твое есть царство, и сила и слава, Отца и Сына, Святаго Духа всегда, ныне и присно и во веки веков.

    Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

    Яко благословися Имя Твое и прославися царство Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

    Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

    Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Впрочем, помимо приведенных, существует еще несколько возгласов, которые содержат в себе те же мысли, что и отмеченные восемь возгласов. Например, за всенощной и молебном произносятся еще следующие возгласы:

  • Услыши ны, Боже Спасителю наш, упование всех концов земли и сущих в море далече: и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших и помилуй ны. Милостив бо и человеколюбец, Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
  • Услышь нас, Боже Спаситель наш, Ты, на Которого надеются во всех концах земли и в далеком море, и будучи милостивым, будь милостив и к нашим грехам и помилуй нас, потому что Ты милостив человеколюбец Бог есть и тебе Славу воссылаем...
  • Милостию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Твоего Сына, с ним же благословен еси, со пресвятым, и благим, и животворящим Твоим духом, ныне и присно и во веки веков.

    По милости, щедрости и человеколюбию Твоего Единородного Сына, с Которым благословен Ты (Бог Отец) с Пресвятым, Благим и животворящим Твоим Духом.

  • Яко свят, еси, Боже наш, и во святых почиваеши, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

    Потому, что Ты Свят, Бог наш, и во святых обитаешь (своею благодатию) и Тебе славу воссылаем.

Заупокойный возглас: Яко Ты еси воскресение и живот и покой усопших раб твоих (имя рек) Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцем, и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Подготовил Александр А. Соколовский

Самое подробное описание: что такое молитва сугубое - для наших читателей и подписчиков.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Сначала определим значения слов «ектения» и «молебен».

Ектения (от греч. “усердие”, “протяжение”) – ряд молитвенных прошений, произносимых диаконом или священником от лица всех молящихся во время богослужения. Начинается ектения с призыва к молитве, за которым следуют различные прошения и завершается возгласом, прославляющим Бога (произносится священником). После каждого прошения в зависимости от его содержания хор поет “Господи, помилуй”, “подай, Господи” или “Тебе, Господи”.

Сугубая ектения (от слав. “сугубити” – “усиливать, удваивать”) – начинается словами “рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем” (“рцем” означает “будем говорить”). Название этой ектении указывает на усиленное моление (поэтому ее называют “ектенией прилежного моления”). Содержит, в основном, прошения о лицах: Патриархе, правящем архиерее, стране (правителях и воинстве), о почивших христианах (в первую очередь, создателях храма), а также о всех тех, кто совершает в нем богослужение и выполняет различные послушания, а также о предстоящих. На каждое прошение, произносимое диаконом или священником, хор отвечает троекратным “Господи, помилуй”.

Молебен – один из видов частного богослужения. Отличается краткостью и имеет просительный либо благодарственный характер. Молящиеся просят Господа, Богородицу или святого о ниспослании милости либо благодарят за получение благ.

Различаются молебны общественные и частные. Первые совершаются, как правило, в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учебного года, при стихийных бедствиях, эпидемиях и т. д. Частные молебны совершаются по просьбам отдельных лиц: например, на благословение дома, на освящение и благословение пищи, о ниспослании духовного и телесного здоровья. В разных храмах существуют определенные дни для совершения таких молебнов.

Таким образом, сугубая ектения не является молебном, но может входить в последование молебна. В некоторых приходах есть традиция вставлять прошения о болящих, о путешествующих и т. п. в последование сугубой ектении.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Что такое молитва сугубое

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ТВЕРСКАЯ И КАШИНСКАЯ ЕПАРХИЯ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА РПЦ

МОНАСТЫРЬ ПРИГЛАШАЕТ ПАЛОМНИКОВ, БОГОМОЛЬЦЕВ, ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

ТРЕБЫ, МОЛЕБНЫ, ПАНИХИДЫ

Поминовение на проскомидии о здравии и упокоении (с выниманием частички):

на 40 дней – 100 рублей

на 6 месяцев – 150 рублей

на 12 месяцев – 300 рублей

на 40 дней – 100 рублей

на 6 месяцев – 150 рублей

на 12 месяцев – 300 рублей

Принимаются пожертвования на кирпичик о здравии и упокоении.

Нет ничего выше милостыни!

Жертвуя на восстановление монастыря, вы зажигаете негасимые свечи на небесах себе и своим родным. Пожертвование на кирпичик – это вечное поминовение на сугубой ектенье в чине строителей.Жертвуя людям мы надеемся на их благодарность, жертвуя Господу мы уповаем на его милость по отношению к нам и тем, за кого приносится жертва.

К проблемам, носящим хронический характер, наиболее эффективна сугубая молитва на литургии, во время которой священник не только молится о здравии того, за кого приносится эта треба, но так же специально (сугубо) просит Господа о решении данной конкретной проблемы.

Возможны следующие сугубые молитвы:

– О вразумлении и наставлении на путь праведный

– О духовном и телесном здравии

– О помощи в устроении брака

– О даровании чада

– О помощи в учении

– О решении квартирного вопроса

– О помощи в несении воинской обязанности

– О защите от бесовских нападений

– О прощении греха детоубийства

– Об исцелении от алкоголизма, наркомании, игромании и табакокурении

Время, на протяжении которого творится сугубая молитва определяется, в зависимости от сложости проблем, требующих решения, определяя сложность решения проблемы и сам человек, ее застарелый характер принимает решение о потребном для него колличестве сугубых молитв. Обычно, для положительных изменений рекомендуется совершать сугубые молитвы в течение 12-40 литургий. Но иногда (в тяжелых духовных ситуациях) сугубые молитвы творятся на протяжении полугода и даже года.

Важно, чтобы человек, заказывающий сугубую молитву сам присоеденился к молитвенному деянию. Ведь без собственной работы над собой, над своей душой, спасение не возможно.

Испокон веков существуют правила духовной жизни, пренебрежение которыми ведет к духовной смерти. Мы рекомендуем, чтобы заказанные сугубые молитвы, сопровождались следующими действиями с вашей стороны:

1 Первое, – необходимо осмыслить заповеди, которые являются духовными правилами нашей жизни, и начать жить по заповедям.

2 Освятить дом (квартиру), в которых вы живете.

3 Молиться об усопших. Заказать поминовение всех усобших сродников. Вымаливая усопших помогаем их живым сродникам.

4 Необходимо осмыслить свою жизнь, свои поступки, мысли, слова и прийти к глубокому покаянию. После этого необходимо исповедоваться и причаститься. Покаяние, исповедь и причащение – это путь к духовному, а часто и телесному исцелению!

5 Необходимо помогать и творить милостыню и добро людям, окружающим вас и так нуждающихся в вашей любви! Нет ничего выше милостыни в глазах Бога. Блаженны милостивые, ибо они омилованы будут. Самая простая, но и самая действенная милостыня Богу – на его храм: на кирпичик.

Необходимо молиться о разрешении вашей проблемы не только священнику, совершающему сугубую молитву на литургии, но и вам, у себя дома. Ваша молитва – это общение с Богом. Будьте искренни в этом общении, будьте смиренны, будьте благодарны, будьте полны любви! И как к отцу, хоть и любящему, не возможно постоянно обращаться только с просьбами, так и к Богу необходимо обращаться не только с прошениями, но и с благодарностью! Благодарите Господа за то, что вы имеете! И Господь, как любящий отец, к которому вы обращаетесь со своей просьбой, даст вам, если для вашей духовной жизни (или жизни тех, о ком вы молитесь) это будет целительно.

Очень часто причиной грехов и проблем живых являются не отмоленные грехи усопших сродников до 3-4 колена. Поэтому желательно одновременно заказывать о них сорокоуст и Псалтирь на 40 дней. Так же очень полезно заказать панихиды об усопших.

Простая панихида стоит 80 рублей

Заказная панихида по древней христианской традиции с приношением на канун в качестве жертвы пшеницы (мука), вина (кагор) и елея (масло) – 450 рублей (в стоимость включены все приношения).

Деньги с указанием имен, назначения требы и её количества можно отправить почтовым переводом по адресу: 172840, Россия, Тверская обл., город Торопец, ул. Еременко, дом 7, Свято-Тихоновский женский монастырь. Настоятельнице монастыря монахине Иоанне (Калашниковой).

Либо можно выслать банковским переводом, предварительно написав по электронной почте или позвонив по телефону.

В 2008 году на территории монастыря под вековым дубом на историческом камне, вынутом экскаватором из-под фундамента реставрируемого храма, установлена памятная доска в память о 90-летии убиения царской семьи (освящение доски Владыкой Виктором), гласящая том, что на этом месте будет установлен памятник всем Новомученикам и Исповедникам Российским.

Спаси ХристосЪ

Сугубый молебен

Молебен - это малое отдельное богослужение, как правило, совершающееся посередине храма священником, при котором верующие просят Господа, Богородицу или Святых о милости Божией или благодарят Господа. К молебну может быть присоединен чин малого освящения воды, акафист, канон.

Молебен может быть отслужен как на общих началах, так и в индивидуальном порядке. Чинопоследования молебнов многообразны по назначению, другими словами, молебны бывают тематически направленными или общими.

Общий молебен не уточняет тематику, в нем упоминаются различные прошения, он универсален.

А тематически направленные молебны могут быть, например: о болящих, о любви и искоренении всякой злобы, о новолетии, перед началом всякого дела, на всякое прошение и так далее. Таким образом, молебны поются только о живых и об их нуждах.

Если к молебну присоединен канон или акафист - то молебен наполняется и украшается глубоким смыслом прославления того, кому канон или акафист посвящается. Внимательно слушающий проникается этим глубоким смыслом.

Молящиеся могут заказать молебен как во время совершения богослужения, так и для заочного моления. На молебен подаются имена только о здравии.

Я рекомендовал бы, конечно, присутствовать на молебнах, и тогда моление будет иметь больший смысл, и сила молитвы будет возрастать и приближаться к сугубому молению. Все имена, которые поданы, будут зачитаны во всеуслышание. Также можно просить священника отслужить индивидуальный молебен по требованию.

Будьте всегда с нами!

Сайт православного священника иерея Николая Осипова

Место служения: Храм «Веры, Надежды, Любови и матери их Софии»

Адрес храма: 443010, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 136

Когда нужна сугубая молитва

Отрасль: Религиозные организации

Об этом сообществе

– Написать в какой монастырь или храм нужно отправить записочку (желательно в личное сообщение или на электронную почту)

– Сама записочка с именами только Крещенных людей

– Пожертвование можно отправить на карту Сбербанка

№ 4276 4000 1083 9125 и сразу сообщить об отправлении, чтобы мы сделали перевод на храм через расчетный счет фонда и передали записочки! Если не можете перевести пожертвования из-за финансовых трудностей, то мы и так передадим записочки.

– Так же Вы можете присылать волнующие вопросы для матушек и батюшек, которые находятся в затворе

Прошу простить, если действую не по правилам пользовательского соглашения. Если я что-то нарушаю, то непременно удалю сообщество.

Итак, как будет выглядеть Ваше письмо:

– Передайте записочку о здравии Марии в Богоявленский монастырь к Федоровской иконе Божией Матери. Мария беременна.

– Я отправил/а пожертвования. столько. Или я не отправил/а.

– Со мной можно связаться по электронному адресу.

Присоединяйтесь к деловой сети и получите возможность пройти онлайн-тренинг абсолютно бесплатно!

Это группа создана для предпринимателей, ищущих партнеров по совместному созданию, ведению, развитию бизнеса. Также сюда могут размещаться.

“Бизнес-клуб” является наиболее многочисленным и активным сообществом деловой сети Профессионалы.ru. Тематика БК простирается от обсуждения.

В Центре Развития Карьеры мы рады видеть всех, кто желает найти или сменить место работы и достигнуть вершин карьеры, кто сам занимается.

Божественная Литургия. Сугубая ектения. О вреде чтения записок. Ектения об оглашенных. Лекция 11

Продолжая наш с Вами разговор о чинопоследовании Божественной Литургии, я напомню то, на чем мы остановились. Последней рассматриваемой темой были Апостольские и Евангельские чтения. Вообще, благоговейное слушание Евангелия – это кульминация первой части нашего главного Богослужения, а называется этот раздел Литургия оглашенных. Именно, после чтения Евангелия и возглашения двух ектений (сугубой и ектеньи об оглашенных), люди, готовившиеся в древней Церкви к принятию Таинства Крещения, должны были покидать храм. Если сейчас любой человек может в любое время войти в храм и выйти из него, то в древней Православной Церкви было не так. После возгласа диакона: «оглашенные (то есть, «готовящиеся ко крещению») изыдите», некрещеные храмовое помещение покидали. За этим следили специальные церковнослужители. Затем, запирались двери, и начиналась вторая и самая важная часть службы – Литургия верных. И все верные – то есть, православные христиане – приступали ко Святым Тайнам. Если – кто не мог причаститься, по разным причинам, то тоже был вынуждаем покинуть храм. Если же, не дай Бог, христианин ленился приступать к Чаше Спасения три или две недели, то его отлучали от Церкви. Вот такие были строгие нравы.

Но вернемся к моменту, когда только что было прочитано Евангелие. Хор от лица молящихся, поет: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!». В очень многих храмах сразу следует проповедь священника, но у нас Отец Настоятель Богослужения не прерывает и сразу начинает сугубую ектению.

Греческое слово «Ектения» – вы помните – означает «моление». Сугубая Ектения – это усиленное моление, в котором на возгласы священника хор отвечает трехкратным «Господи, помилуй».

Как и Великая Ектения, сугубая является неотъемлемой частью не только Литургии, но и каждой церковной службы. Но если Великую Ектению мы находим в начале каждой службы, то Ектения сугубая составляет, как правило, её завершение. Мы помним, что для оглашенных служба как раз заканчивалась. Именно с этим связано появление сугубого прошения в середине нашей Божественной Литургии.

В чем же функциональные различия, кроме трехкратного «Господи, помилуй», между Великой и Сугубой ектениями? Они, текстуально похожи, в чем внутреннее различие?

Дело в том, что в Великой Ектении молитва Церкви подается и раскрывается как «общее дело», во всем его космическом и вселенском объеме. Человек на церковном собрании призывается «отложить попечение» о всем частном, личном и своём. Человек призывается к тому, чтобы отложить свой личный эгоизм.

Но Христос пришел не только ко всему роду людскому, не только к человечеству; но и к каждому человеку отдельно. Поэтому в Сугубой Ектении Церковь сосредотачивает нашу молитву на наших частных, конкретных и личных нуждах. Но только потому, что сначала мы смогли забыть о себе и думать о других в любви Христовой, в конце богослужения мы можем теперь эту любовь Христову, живущую в Церкви, обратить ко «всякой душе христианской, скорбящей и озлобленной, милости Божией и помощи требующей…». Даже то прошение, которое пришло к нам из Иерусалимского Братства хранителей Гроба Господня, в котором мы молим «о священнищах, священномонасех и всем во Христе братстве нашем», – сейчас нами поминается как молитва о единой Церковной семье, где все мы – и священники, и монахи, и клирос, и каждый из прихожан и прихожанок – все мы браться и сестры. Мы молимся не о «них», а о нас всех, объединенных Христовой Любовью. Теоретически, в Сугубую Ектенью можно попросить священника вставить молитву о наших с вами болящих или путешествующих сродниках. Я сам не раз слышал такие вставки в нескольких маленьких московских церквушках, где атмосфера, действительно, камерная и семейная. Но практически, на подобное литургическое творчество требуется специальное благословение архиерея. К сожалению, за годы советской власти, когда открытыми оставались лишь редкие Церкви, куда съезжались сотни, а иногда, тысячи людей, эта практика понимания Литургии не только как космического таинства, но и приношения Богу – «скорбей людей, пленных воздыханий, страданий убогих, нужд путешествующих, скорбей немощных, старых немощей, рыданий младенцев, обетов дев, молитв вдов и умиления сирот» – так вот – это понимание Литургии ушло. И уже после отпуста Литургии, к ней стали присоединять панихиды и молебны, которые, как частные требы, должны совершаться отдельно (например, на дому). Еще раз повторю: молебны и панихиды – это не часть Литургии, ибо уже наши записочки поминались на проскомидии, и читать их вновь незачем, а совершенно отдельное богослужение. И теперь, когда храмов становится все больше и больше, не огромных соборов, а именно церковок, рассчитанных на 50-100 прихожан, практика помолиться на Сугубой Ектении за всем известную тяжко болящую Веру (или Нину), дабы «Господь извёл ея от ложа болезни и озлобления неврежденну» постепенно снова возвращается.

Но еще раз повторю, что это технически невозможно в храмах, куда ходят большое количество людей, так как подобные молитвы с перечислением пары-тройки сотен имен, способны остановить службу на 40 или 50 минут. Именно поэтому, на заупокойной сугубой ектении, не должны читаться записки, поданные об упокоении усопших. Литургия – подобна стреле, которая выпущена к одной цели: к Святому Причащению. Практику некоторых храмов, где по часу читают на заупокойной ектении бесконечный перечень имен, можно смело назвать литургически неоправданной.

Наконец, звучит Ектения об оглашенных. Мы с вами говорили, что её надо понимать, как молитву о наших родичах и знакомых, еще не пришедших в Церковь. Следует призыв «оглашении, главы ваша Господеви, приклоните», в ответ на который четверть храма, не являясь некрещеными, зачем-то наклоняют головы. Опять и опять повторю: мы уже не оглашенные, мы верные, мы православные христиане. Нас с вами никто голову преклонить не призывает! Не надо кланяться в этот момент!

«Оглашенные изыдите!» – призывает священник некрещеных покинуть храм. Пусть же в этот момент и наши головы покинут «оглашенные» и нехристианские мысли!

Этим возгласом начинается основная часть Божественной Литургии – «ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ».

В ответ хор, от лица всех молящихся, очень медленно поет: «Господи, помилуй».

Почему медленно? Дело в том, что во время пения хора, священник про себя или вполголоса читает первую молитву верных:

«Благодарим Тя, Господи Боже Сил (Апок.: 11:17. Пс. 83:9), сподобившаго нас предстати и ныне Святому Твоему Жертвеннику и припасти ко щедротам Твоим о наших гресех и о людских неведениих (Евр. 9:7): приими, Боже, моление наше, сотвори ны достойны быти, еже приносити Тебе моления и мольбы и жертвы бескровныя о всех людех Твоих: и удовли нас (помоги нам), их же положил еси в службу Твою сию, силою Духа Твоего Святаго, неосужденно и непреткновенно, в чистем свидетельстве совести нашея (1 Тим. 3:9) призывати Тя на всякое время и место: да послушая нас, милостив нам будеши во множестве Твоея благости».

Здесь, священник молится не только от лица церковнослужителей, но и всех христиан.

Следует второе прошение и возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение…».

После этой ектении сразу звучит призыв второй ектении: «Паки и паки миром Господу помолимся». Снова хор медленно поет: «Господи, помилуй», а священник в это время читает вторую молитву верных:

«Паки (снова), и многажды Тебе припадаем, и Тебе молимся, Благий и Человеколюбче, яко да призрев на моление наше (3 Цар. 8:28), очистиши наша души и телеса от всякие скверны плоти и духа (2 Кор. 7:1), и даси нам неповинное и неосужденное предстояние Святаго Твоего Жертвенника. Даруй же, Боже, и молящимся с нами преспеяние жития и веры и разума духовнаго (Кол. 1:9): и даждь им всегда со страхом и любовию служащим Тебе, неповинно и неосужденно причаститися Святых (1 Езд. 5:40) Твоих Таин, и Небеснаго Твоего Царствия сподобитися (2 Сол. 1:5).

Священник говорит здесь не только от своего имени, но и от имени «молящихся с нами» и «с любовию служащих Тебе». Мы с вами, дорогие браться и сестры, не только «выстаиваем» или «выслушиваем» Литургию. Но «едиными усты и единым сердцем» сослужим священнику. Без нас – церковного народа – он Литургию совершать не может. Нужен хотя бы еще один человек в храме, чтобы сбылось обетование Спасителя: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я буду среди них».

А если нас больше, то и пламя нашей общей молитвы из отдельных маленьких свечек, начинает разгораться в единый общий огнь, освещающий не только наши души, но и мир вокруг нас.

Тьма отступает и приходит Рассвет. «Се гряди, Господи Иисусе!». «Да приидет Царствие Твое!». Аминь.

  • Добавить комментарий
  • 0 комментариев

Выбрать язык Текущая версия v.210.1

Прошения, а хор, на каждое прошение, отвечает (поёт) «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».

Оканчивается ектения возгласом священника. Ектения бывает нескольких видов: великая – начинается словами «Миром Господу помолимся»; сугубая, т.е. усиленная, – начинается: «Рцем вси, от всея души…», с троекратным «Господи, помилуй» на каждое прошение (начиная с третьего); просительная – в ней прошения заканчиваются пением «Подай, Господи» и малая – состоит только из трех прошений и начинается словами «Паки и паки…» (т.е. «снова и снова»).

Кроме этих видов, есть еще ектения об оглашенных, произносимая на литургии, ектения об умерших – т.н. заупокойная, и ектения с особыми прошениями, произносимые при совершении таинств и иных чинопоследований. Каждое молитвенное прошение ектении сопровождается крестным знамением и поясным поклоном.

Великая ектения

Прослушать:

Сокращенная великая ектения

Великая ектения состоит из 12 прошений или отделов.

1. Миром Господу помолимся.
Это значит; Призовем на наше молитвенное собрание мир Божий, или благословение Божие и под сению лица Божия, с миром и любовью к нам обращаемого, приступим к молениям о наших нуждах. Равным образом и молиться будем в мире, простивши взаимные обиды ().

2. О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.
«Мир свышний» – это мир земли с небом, примирение человека с Богом или получение от Бога прощения в грехах чрез Господа нашего Иисуса Христа. Плодом же прощения грехов или примирения с Богом, служит спасение наших душ, о чем мы также молимся во втором прошении Великой ектении.

3. О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся.
В третьем прошении мы молимся не только о согласной и дружной жизни между людьми на земле, не только о мире всей вселенной, но и мире, более широком и более глубоком, это: мир и согласие (гармония) во всем мире, в полноте всех Божиих творений (неба и земли, моря и «вся яже в них», ангелов и человек, живых и умерших).

Второй предмет прошения; благостояния, т.е. спокойствие и благополучие святых Божиих церквей или отдельных православных обществ.

Плодом и следствием процветания и благоденствия православных обществ на земле будет обширное нравственное единение: согласие, дружное возвещение славы Богу от всех стихий мира, от всех одушевленных существ, будет такое проникновение «всего» высшим религиозным содержанием, когда будет Бог «совершенно во всем» ().

4. О святом храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в он, Господу помолимся.
Благоговение и страх Божий выражаются в молитвенном настроении, в отложении житейских попечений, в очищении сердца от вражды и зависти. С внешней стороны благоговение выражается в телесной чистоте, в приличной одежде и в воздержании от разговоров и озираний по сторонам.

Молиться о Святом Храме, значит просить Бога, чтобы не отступал никогда Он от храма своею благодатию; но сохранил от осквернения врагами веры, от пожаров, землетрясений, грабителей, чтобы в храме не оскудевали средства для поддержания его в цветущем состоянии.

Храм именуется святым по святости священных действий, в нем совершаемых и по благодатному присутствию в нем Бога, со времени освящения. Но не для всякого доступна благодать, в храме пребывающая, а только для вступающих в него с верою, благоговением и страхом Божиим .

5. О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имя ), о Господине нашем Высокопреосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, епископе ) (имя ), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся .

6. О Богохранимей стране нашей (Российстей ), властех и воинстве ея, Господу помолимся.

7. О граде сем, (или о веси сей) всяком граде, стране, и верою живущих в них, Господу помолимся.
Мы молимся не только о своем городе, но о всяком другом городе и стране, и о жителях их (потому что по христианскому братолюбию, мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях).

8. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.
В этом прошении мы просим Господа даровать нам хлеб насущный, то есть все необходимое для нашей земной жизни. Просим благоприятной погоды для произрастания хлебов, а также мирного времени.

9. О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и о спасении их, Господу помолимся.
В этом прошении Св. приглашает нас молиться не только о присутствующих, но и об отсутствующих: 1) находящихся в дороге (плавающих, путешествующих), 2) болящих, недугующих (то есть хворых и слабых по телу вообще) и страждущих (то есть прикованных к одру опасной болезнью) и 3) о находящихся в плену.

10. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
В этом прошении мы просим Господа избавить нас от всякой скорби, гнева и нужды, то есть от горя, бедствий и невыносимого стеснения.

11. Заступи, спаси, помилуй, и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
В этом прошении мы молим Господа оградить нас, сохранить и помиловать чрез Его милость и благодать.

12. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу Нашу Богородицу, и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувши сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Матерь Божию мы потому постоянно призываем в ектениях, что Она служит нашей Заступницей и Ходатайницей перед Господом. После обращения за помощью к Матери Божией Св. советует себя, друг друга и всю жизнь нашу поручить Господу.

Великая ектения иначе называется «мирною» (потому что в ней часто испрашивается людям мир).

В древности ектении были сплошными молитвами по форме и общими молитвами всех присутствующих во храме, доказательством чего и является, между прочим, слова «Господи помилуй», следующие за возглашениями диакона.

Сугубая ектения

Прослушать:

Вторая ектения называется «сугубой», то есть усиленною, потому что на каждое прошение, произносимое диаконом, певчие отвечают тройным «Господи помилуй». Сугубая ектения состоит из следующих прошений:

1. Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.
Скажем Господу от всей души и от всего помышления нашего: (далее и поясняется, что именно скажем).

2. Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Господи Вседержитель, Боже отец наших, молимся Тебе, услыши и помилуй.

3. Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Помилуй нас, Господи, по Твоей великой благости. Молимся Тебе, услыши и помилуй.

4. Еще молимся о всем Христолюбивом воинстве.
Еще молимся за всех воинов, как защитников Веры и Отечества.

5. Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех, и всем во Христе братстве нашем.
Еще молимся о братиях наших по службе и по Христу.

6. Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших Патриарсех православных, и благочестивых царех, и благоверных царицех, и создателех святого храма сего, и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.
Еще молимся о свят. православных Патриархах, о благоверных православных царях и царицех; – о всегда памятных создателях Св. храма; о всех наших умерших родителях и братьях, погребенных здесь и в других местах.

7. Еще молимся о милости, жизни, мира, здравии, спасении, посещении, прошении и оставлении грехов рабов Божиих братии Святого храма сего.
В этом прошении мы просим у Господа телесных и духовных благ прихожанам того храма, где совершается служба.

8. Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.
Еще молимся о людях: «плодоносящих» (т.е. приносящих вещественные и денежные пожертвования на богослужебные потребности в храме: вино, елей, фимиам, свечи) и «добродеющих» (т.е. производящих украшения в храме или жертвующих на поддержание благолепия в храме), а также о делающих какую-нибудь работу в храме, например, читающих, поющих, и о всех людях, находящихся в храме в ожидании великой и богатой милости.

Просительная ектения

Прослушать:

1-я просительная ектения

2-я просительная ектения

Просительная ектения состоит из ряда прошений, оканчивающихся словами «у Господа просим», на которые певчие отвечают словами: «подай Господи». Читается просительная ектения так:

1. Исполним (вечернюю или утреннюю) молитву нашу Господеви.
Совершим (или дополним) нашу молитву к Господу.

2.
Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

3. Дне (или вечера) всего совершение, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим.
Испросим у Господа, чтобы нам этот день (или вечер) провести целесообразно, свято, мирно и безгрешно.

4. Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.
Испросим у Господа Св. Ангела, который является верным наставником и хранителем души нашей и тела.

5. Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим.
Испросим у Господа прощения и оставления грехов (тяжких) и прегрешений (легких) наших.

6. Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим. Испросим у Господа всего полезного и доброго нашим душам, спокойствия всем людям и всему миру.

7. Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим.
Испросим у Господа, чтобы оставшееся время нашей жизни мы прожили в мире и спокойной совести.

8. Христианская кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и Добраго ответа на страшном судищи Христово, просим.
Испросим у Господа, чтобы кончина наша была бы христианской, то есть с исповедью и Причащением Св. Тайн, безболезненной, непостыдной и мирной, то есть чтобы мы перед кончиной помирились со своими близкими. Испросим доброго и безбоязненного ответа на Страшном Суде.

9. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

Малая ектения

Прослушать:

Малая ектения

Малая ектения представляет собой сокращение великой ектении и заключает только следующие прошения:

1. Паки и паки (снова и снова) миром Господу помолимся.

2. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

3. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и Друг Друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Иногда к этим прошениям великой, сугубой, малой и просительной ектений присоединяются еще другие, составленные по специальному поводу, например, по случаю погребения или поминовения усопших, по случаю освящения воды, начала учения, наступления Нового Года.

Эти ектений с дополнительными «изменяющимися прошениями» содержатся в особой книге для молебных пении.

Заупокойная ектения

Прослушать:

Заупокойная ектения

а) Великая:

1. Миром Господу помолимся.
2. О свышнем мире и о спасении душ наших, Господу помолимся.
3. О оставлении согрешений, во блаженней памяти престальшихся, Господу помолимся.
4. О приснопамятнех рабех Божиих (имя рек), покоя, тишины, блаженныя памяти их, Господу помолимся.
5. О простити им всякое прегрешение вольное и невольное, Господу помолимся.
6. О неосужденным предстати у страшного престола Господа славы, Господу помолимся.
7. О плачущих и болезнующих, чающих Христова утешения, Господу помолимся.
8. О отпуститися им от всякия болезни и печали, и воздыхания, и вселити их, идеже присещает свет лица Божия, Господу помолимся.
9. О яко да Господь Бог наш учинит души их в месте светло, в месте злачне, в месте покойно, идеже вси праведнии пребывают, Господу помолимся.
10. О причтении их в недрах Авраама и Исаака, и Иакова, Господу помолимся.
11. О избавитися нам от всяких скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
12. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
13. Милости Божия, царства небеснаго, и оставления грехов испросивше тем и сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

б) Малая и

в) Тройная заупокойная ектения состоят из трех прошений, в которых повторяются мысли великой ектении.

Ектения об оглашенных

Прослушать:

1. Помоли́теся, оглаше́ннии, Го́сподеви.
2. Ве́рнии, о оглаше́нных помо́лимся, да Госпо́дь поми́лует их.
3. Огласи́т их сло́вом и́стины.
4. Откры́ет им Ева́нгелие пра́вды.
5. Соедини́т их Святе́й Свое́й Собо́рней и Апо́стольстей Це́ркви.
6. Спаси́, поми́луй, заступи́ и сохрани́ их, Бо́же, Твое́ю благода́тию.
7. Оглаше́ннии, главы́ ва́ша Го́сподеви приклони́те.

Ектения о выходе оглашенных

Прослушать:

Ели́цы оглаше́нии, изыди́те; оглаше́ннии, изыди́те; ели́цы оглаше́ннии, изыди́те. Да никто́ от оглаше́нных, ели́цы ве́рнии, па́ки и па́ки ми́ром Го́споду помо́лимся.

Благодарственная ектения

Прослушать:

1. Прости, приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Тайн, достойно благодарим Господа.
2. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
3. День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.



error: Content is protected !!