Телеканал культура библейский сюжет николай 2. «Библейский сюжет»: сделано с любовью

В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с наиболее известными библейскими сюжетами. Известно, что библейские сюжеты стали основой многих произведений культуры. Знакомство с библейскими историями не просто учит нас мудрости, терпимости и вере. Библейские сказания помогают нам лучше понимать культуру и самих себя.

В данном материале мы предлагаем Вам библейские истории Ветхого и Нового Заветов. Величайшие пророки, цари Древнего Мира, апостолы и сам Христос - вот герои эпических библейских сказаний.

Сотворение мира.

Библейская история о сотворении мира описана в Книге Бытия (1-я глава). Данный библейский сюжет является основополагающим для всей Библии. Он не только рассказывает, как все началось, он также устанавливает основные учения о том, кто есть Бог и кто есть мы в отношениях с Богом.

Сотворение человека.

Человек был создан на шестой день творения. Из данного библейского сказания мы узнаем, что человек – вершина мироздания, созданный по образу Бога. Это источник человеческого достоинства, и именно поэтому мы следуем духовному росту, поэтому мы будем больше походить на него. Сотворив первых людей, Господь завещал им плодиться, размножаться, наполнять землю и владычествовать над животными.

Адам и Ева – история любви и грехопадения

История создания первых людей Адама и Евы и о том, как сатана под видом змея соблазнил Еву согрешить и съесть запретный плод от дерева добра и зла. Глава 3 Бытия описывает историю грехопадения и изгнания из эдема первых людей. Адам и его жена Ева - в Библии первые люди на Земле, сотворённые Богом и прародители человеческого рода.

Каин и Авель – история первого убийства.

Каин и Авель – братья, сыновья первых людей – Адама и Евы. Каин убил Авеля из-за ревности. Сюжет о Каине и Авеле – сюжет о первом убийстве на молодой Земле. Авель был скотоводом, а Каин - земледельцем. Конфликт начался с жертвоприношения Богу, произведённого обоими братьями. Авель принёс в жертву первородных голов своего стада, и Бог принял его жертву, тогда как жертву Каина - плоды земли - отклонил из-за того, что принесена она была не с чистым сердцем.

Долголетие первых людей.

Нам множество раз в комментариях к главам книги Бытия задавали вопрос, почему люди в те времена жили так долго. Попытаемся представить, все возможные толкования данного факта.

Великий Потоп.

Главы 6-9 Книги Бытия рассказывают историю Великого Потопа. Бог прогневался на грехи человечества и послал на землю дожди, ставшие причиной Всемирного Потопа. Единственными людьми, которым удалось спастись, оказались Ной и его семья. Бог завещал Ною построить ковчег, который и стал укрытием для его и его родных, а также для животных и птиц, коих Ной взял с собой в ковчег.

Вавилонское столпотворение

После Великого Потопа человечество представляло собой единый народ и говорило на одном языке. Пришедшие с востока племена решили построить город Вавилоном и башню до небес. Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки из-за чего люди перестали понимать друг друга и не смогли продолжить строительство.

Завет Авраама с Господом

В Книге Бытия несколько глав посвящено послепотопному патриарху Аврааму. Авраам был первым человеком, с которым Господь Бог заключил Завет, согласно которому, Авраам станет отцом многих народов.

Жертвоприношение Исаака.

В Книге Бытия описана история несостоявшегося жертвоприношения Исаака отцом его – Авраамом. Согласно Бытию, Бог призвал Авраама принести своего сына Исаака в жертву «во всесожжение». Авраам, повиновался, не колеблясь, однако Господь пощадил Исаака, убедившись в преданности Авраама.

Исаак и Ревекка

История сына Авраама Исаака и его жены Ревекки. Ревекка была дочерью Вафуила и внучкой брата Авраама - Нахора (Авраам, живший в Ханаане, решил найти жену Исааку у себя на родине, в Харране).

Содом и Гоморра

Содом и Гоморра - два известных библейских города, которые, согласно Книге Бытия, были уничтожены Богом за греховность и разврат их жителей. Единственным, кому удалось выжить, оказались сын Авраама Лот с дочерями.

Лот и его дочери.

В трагедии Содома и Гоморры Бог пощадил лишь Лота и его дочерей, так как Лот оказался единственным праведником в Содоме. После бегства из Содома, Лот поселился в городе Сигор, однако вскоре ушел оттуда и поселился с дочерьми в пещере в горах.

История об Иосифе и его братьях

Библейская история Иосифа и его братьев рассказывается в Книге Бытия. Это история о Божьей верности обещаниям, данным Аврааму, Его всемогуществе, всесилии и всеведении. Братья Иосифа продали его в рабство, однако Господь таким образом направлял их судьбы, что они сами осуществили то, чему так стремились помешать – возвышению Иосифа.

Казни египетские

Согласно книге Исход, Моисей именем Господа требовал от фараона освободить порабощённых сынов Израилевых. Фараон не согласился и на Египет были обрушены 10 казней египетских – десять бедствий.

Странствования Моисея

История о сорокалетнем исходе евреев из Египта под предводительством Моисея. После сорока лет скитаний лет израильтяне обогнули Моав и вышли к берегу Иордана у горы Нево. Здесь Моисей умер, назначив своим преемником Иисуса Навина.

Манна небесная

Согласно Библии, манна небесная - пища, которой Бог кормил народ израильский во время 40-летних скитаний по пустыне после исхода из Египта. Манна выглядела как белые крупинки. Сбор манны происходил по утрам.

Десять заповедей

Согласно книге Исход, Господь дал Моисею десять заповедей о том, как надлежит жить и относиться к Богу и друг другу.

Битва за Иерихон

Библейский сюжет повествует о том, как преемник Моисея – Иисус Навин попросил Господа помочь ему взять город Иерихон, жители которого боялись израильтян и не желали отворять врата города.

Самсон и Далила

История Самсона и Далилы описана в Книге Судей. Далила - женщина, предавшая Самсона, отплатившая за любовь и преданность тем, что выдала секрет силы Самсона его злейшим врагам – филистимлянам.

История Руфи

Руфь – прабабушка Царя Давида. Руфь известна была своей праведностью и красотой. История Руфи олицетворяет собой праведное вхождение в еврейский народ.

Давид и Голиаф

Библейская история о молодом человеке, который, ведомый верой, победил великого воина. Молодой Давид – будущий богоизбранный царь Иудеи и Израиля.

Ковчег Завета Божия

Ковчег Завета- величайшая святыня еврейского народа, в котором хранились каменные Скрижали Завета, а также сосуд с манной и посох Аарона.

Мудрость Царя Соломона.

Царь Соломон - сын Давида и третий еврейский царь. Его царствование описывается как правление мудрое и справедливое. Соломон считался олицетворением мудрости.

Соломон и царица Савская

Библейский сюжет о том, как легендарная аравийская правительница Царица Савская нанесла визит известному своей мудростью Царю Соломону.

Золотой истукан Навуходоносора

Навуходоносор, увидевший во сне золотого истукана, не мог отделаться от желания самому сделать похожую статую огромных размеров и из чистейшего золота.

Царица Есфирь

Эсфирь была красивой, тихой, скромной, но энергичной и горячо преданной своему народу и своей религии женщиной. Является заступницей народа еврейского.

Иов многострадальный

Библейские сказания Нового Завета.

Рождение Иоанна Крестителя

Ветхий Завет заканчивается надеждой на то, что Бог пошлет Илию, чтобы подготовить людей к приходу Спасителя, Мессии. Таким человеком оказывается Иоанн Предтеча, который готовит людей к приходу Мессии, рассказывая им о покаянии.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Библейский сюжет о возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от нее Иисуса Христа. Ангел пришел к Богородице и произнес слова о том, что Она избрана Богом и обрела благодать у Бога.

Рождение Иисуса

Еще в Книге Бытия есть пророчества о приходе Мессии. Всего их в Ветхом Завете более 300. Данные пророчества сбываются в рождении Иисуса Христа.

Дары волхвов.

Три волхва приносят младенцу Иисусу дары на Рождество. В Библии волхвы - цари или маги, пришедшие с Востока поклониться младенцу Иисусу. Волхвы узнали о рождении Иисуса по явлению чудесной звезды.

Избиение младенцев

Избиение младенцев -новозаветной библейское предание, описанное в Евангелии от Матфея. В предании говорится о резне младенцев в Вифлееме после рождения Иисуса. Убитые младенцы почитаются рядом христианских церквей как святые мученики.

Крещение Иисуса

Иисус Христос пришёл к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре с целью принять крещение. Иоанн сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.

Искушение Христа

После крещения Иисус ушел в пустыню, чтобы принять сорокадневный пост. В пустыне дьявол искушал Иисуса. В христианстве искушение Христа дьяволом трактуется как одно из доказательств двойной природы Иисуса, а уязвление Им Дьявола - как пример борьбы со злом и благодатный результат крещения.

Иисус ходит по воде

Хождение Иисуса по водам -одно из чудес, совершённых Христом для уверения учеников в Его Божественности. Хождение по воде описывается в трёх Евангелиях. Это - известный библейский сюжет, который использовался для христианских икон, мозаик и пр.

Изгнание торгующих из храма

Библейский сюжет, описывающий эпизод земной жизни Мессии. На празднике Пасхи в Иерусалиме евреи сгоняли жертвенный скот и устраивали лавки в храме. После входа в Иерусалим, Христос направился в храм, увидел торговцев и изгнал их.

Тайная вечеря

Тайная вечеря-последняя трапеза Иисуса Христа со Своими двенадцатью учениками, во время которой Он установил таинство Евхаристии и предсказал предательство одного из учеников.

Моление о чаше

Моление о чаше или Гефсиманское моление - молитва Христа в Гефсиманском саду. Моление о чаше является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую.

Поцелуй Иуды

Библейский сюжет, встречающийся в трех Евангелиях. Иуда поцеловал Христа ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше. Поцелуй был знаком для ареста Мессии.

Суд Пилата

Суд Пилата - описанный в четырех Евангелиях суд римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом. Суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

Отречение апостола Петра

Отречение Петра - новозаветный сюжет, повествующий о том, как апостол Пётр отрёкся от Иисуса после ареста. Отречение было предсказано Иисусом ещё во время Тайной Вечери.

Крестный путь

Крестный путь или несение креста - библейский сюжет, составная часть Страданий Иисуса, представляющий собой путь, проделанный Христом под тяжестью креста, на котором он в последствии и был распят.

Распятие Христово

Казнь Иисуса проходила на Голгофе. Казнь Христа через распятие на кресте - завершающий эпизод Страстей Христовых, который предшествует погребению и Воскресению Христову. Иисус страдал на кресте рядом с разбойниками.

Воскрешение.
На третий день после смерти Иисус Христос воскрес из мертвых. Его тело преобразилось. Он вышел из гроба, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи.

30 сентября 1452 года в Майнце Иоганном Гутенбергом напечатана первая книга — Библия. В Библии содержится множество разных сюжетов. Сегодня мы решили сделать подборку из пяти самых популярных сюжетов из Библии.

Библия — собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет также является священным текстом иудеев. Новый Завет — это вторая часть Библии, собрание из 27 христианских книг, дошедших до нас на древнегреческом языке. Эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то время как иудаизм боговдохновенной ее не считает.

Рождество Христово

Один из самых важных сюжетов в Новом Завете. Мария и Иосиф прибыли в Вифлеем из-за переписи населения Римской империи. Согласно закону каждый житель империи должен был явиться в свой город. И Иосиф, и Мария были потомками Давида, они направились в Вифлеем. Когда Мария и Иосиф прибыли в город, все гостиницы были уже заняты. У Марии подходил срок родов, поэтому Святое семейство укрылось в пещере недалеко от города, которая использовалась как хлев для животных, где родился младенец Иисус Христос. После рождения Иисус лежал в яслях для корма для животных. Из людей ему пришли поклониться пастухи, извещенные об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Они преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну.

Видео

Видео: TVRadostmoya

Поцелуй Иуды

Сюжет о поцелуе Иуды есть в трех версиях Евангелия. Иуда Искариот, решив предать Христа, привел множество первосвященников и вооруженный народ, затем Иуда подошел к Иисусу и предал его, указав на него страже, поцеловав ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше. После этого поцелуя, который был знаком для народа, что Иисуса следует арестовать, начались следующие Страсти Христовы. Поцелуй Иуды Искариота — одна из Страстей Христовых.

Распятие Христово

Казнь проходила на Голгофе, на ней находилось распятие Христово. Казнь Иисуса Христа через распятие на кресте — завершающий эпизод Страстей Христовых и предшествующий погребению и Воскресению Христову. Иисус страдал на кресте, рядом с ним были распяты два разбойника. Один говорил Христу, что раз Он Христос, то пусть спасет нас и Себя. Второй же разбойник защищал Иисуса и покаялся в своих грехах. Тогда Иисус сказал ему, что будет покаявшийся с Ним в раю.

Воскресение Иисуса Христа

Когда прошла суббота, ночью, на третий день после своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. Его тело полностью преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб. Позже Мария Магдалина опередила остальных женщин-мироносиц и первая пришла ко гробу. Было рано, на улице стояла темень. Мария увидела, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Не обнаружив тела Иисуса Христа, они заметили ангела в белой одежде, сидящего по правой стороне места, где был положен Господь, и их объял ужас. Ангел же сказал им: «Не ужасайтесь; Иисуса ищете Назарянина распятого; Он воскрес; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам».

ПЕРЕСКАЗ КНИГ БИБЛИИ

греческого философа князю Владимиру

В начале, в первый день, сотворил Бог небо и землю. Во второй день сотворил твердь посреди воды. В тот же день разделились воды - половина их взошла на твердь, а половина пошла под твердь. В третий день сотворил он море, реки, источники и семена. В четвертый день - солнце, луну, звезды, и украсил Бог небо. Увидел все это первый из ангелов - старейшина чина ангельского и подумал: “Сойду на землю, и овладею ею, и буду подобен Богу, и поставлю престол свой на облаках северных”. И тотчас же был свергнут с небес и вслед за ним пали те, кто находился под его началом - десятый ангельский чин. Было имя врагу - Сатанаил, а на его место Бог поставил старейшину Михаила. Сатана же, обманувшись в замысле своем и лишившись первоначальной славы своей, назвался противником Богу. Затем, в пятый день сотворил Бог киты, рыбы, гады и птицы пернатые. В шестой день сотворил Бог зверей, скотов, гадов земных; создал и человека. В седьмой же день, т. е. в субботу, почил Бог от дел своих.

И насадил Бог рай на востоке в Едеме и ввел в него человека, которого создал, и заповедал ему есть плоды каждого дерева, а плодов одного дерева - познания добра и зла - не есть. И был Адам в раю, видел Бога и славил его вместе с ангелами. И навел Бог сон на Адама, и уснул Адам, и взял Бог одно ребро у Адама, и сотворил ему жену, и ввел ее в рай к Адаму, и сказал Адам: “Вот кость от кости моей и плоть от плоти моей; она будет называться женою”. И нарек Адам имена скотам и птицам, зверям и гадам, и дал имена даже самим ангелам. И подчинил Бог Адаму зверей и скотов, и обладал он всеми, и все его слушали. Дьявол же, увидев как почтил Бог человека, стал ему завидовать, преобразился в змию, пришел к Еве, и сказал ей: “Почему не едите от дерева, растущего посредине рая?” И сказала жена змию: “Сказал Бог: не ешьте, если же съедите, то смертью умрете”. И сказал жене змий: “Смертью не умрете; ибо знает Бог, что в день тот, в который съедите от дерева этого, откроются очи ваши и будете как Бог, познав добро и зло”. И увидела жена, что дерево съедобное, и взяла плод, и дала мужу своему, и ели оба, и открылись очи обоих, и поняли они, что наги, и сшили себе перепоясание из листвы смоковницы. И сказал Бог: “Проклята земля за твои дела, в печали будешь насыщаться все дни твоей жизни”. И сказал еще Господь Бог: “Когда прострете руки и возьмете от дерева жизни, - будете жить вечно”. И изгнал Господь Бог Адама из рая. И поселился он против рая, плачась и возделывая землю, и порадовался сатана о проклятии земли. Это первое наше падение и горькая расплата, отпадение от ангельского жития. Родил Адам Каина и Авеля. Каин был пахарь, а Авель пастух. И понес Каин в жертву Богу плоды земные, и не принял Бог даров его. Авель же принес первенца ягненка и принял Бог дары Авеля. Сатана же вошел в Каина и стал подстрекать его убить Авеля. И сказал Каин Авелю: “Пойдем в поле”. И послушал его Авель, и, когда вышли, восстал Каин на Авеля и хотел убить его, но не умел это сделать. И сказал ему сатана: “Возьми камень и ударь его”. Он взял камень и убил Авеля. И сказал Бог Каину: “Где брат твой?” Он же ответил: “Разве я сторож брату моему?” И сказал Бог: “Кровь брата твоего вопиет ко мне, будешь стонать и трястись до конца жизни своей”. Адам и Ева плакали, а дьявол радовался, говоря: “Кого Бог почтил, а я того заставил отпасть от Бога, и вот ныне плачь ему наделал”. И плакались по Авеле тридцать лет, и не истлело тело его, и не умели его похоронить. И повелением Божьим прилетели два птенца, один из них умер, другой же ископал яму и положил в нее умершего и похоронил его. Увидев это, Адам и Ева выкопали яму, положили в нее Авеля и похоронили с плачем. Когда Адаму было 230 лет, родил он Сифа и двух дочерей, и взял одну Каин, а другую Сиф, и оттого пошли плодиться люди и множиться на земле. И не познали сотворившего их, исполнились блуда, всякой нечистоты, убийства, зависти, и жили люди как скоты. Только Ной один был праведен в роде людском. И родил он трех сыновей: Сима, Хама и Иафета. И сказал Бог: “Не будет дух мой пребывать среди людей”; и еще: “Истреблю то, что сотворил, от человека и до скота”. И сказал Господь Бог Ною: “Построй ковчег в длину 300 локтей, в ширину 80, а в вышину 30”; египтяне же называют локтем сажень. Сто лет делал Ной свой ковчег, и когда поведал Ной людям, что будет потоп, посмеялись над ним. Когда же сделал ковчег, сказал Ною Господь: “Войди в него ты и твоя жена, и сыновья твои, и снохи твои, и введи к себе по паре от всех зверей, и от всех птиц, и от всех гадов”. И ввел Ной кого приказал ему Бог. Навел Бог потоп на землю, потонуло все живое, а ковчег плавал на воде. Когда же спала вода, вышел Ной, его сыновья и жена. От них и населилась земля. И было людей много, и говорили они на одном языке, и сказали они друг другу: “Построим столп до неба”. Начали строить; и сказал Бог: “Вот умножились люди и замыслы их суетные”. И сошел Бог, разделил речь их на 70 и 2 языка. Только язык Адама не был отнят у Евера; этот один из всех остался непричастен к их безумному делу, и сказал так: “Если бы Бог приказал людям создать столп до неба, то повелел бы то словом своим - также как сотворил небо, землю, море, все видимое и невидимое”. Вот почему не переменился его язык; от него пошли евреи. Итак, разделились люди на 71 язык и разошлись по всем странам, и каждый народ принял свой нрав. По научению дьявола приносили они жертвы рощам, колодцам и рекам, и не познали истинного Бога. От Адама же и до потопа прошло 2242 года, а от потопа до разделения народов 529 лет. Затем дьявол ввел людей в еще большее заблуждение, и стали они создавать кумиров: одних - деревянных, других - медных, третьих - мраморных, а некоторых - золотых и серебряных. И кланялись им, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и закалывали их перед ними, и была осквернена вся земля. Первым же стал делать кумиры Серух, создавал он их в честь умерших людей: некоторых ставил прежним царям, других - храбрым людям и волхвам, и женам прелюбодейкам. Серух же родил Фарру, Фарра же родил трех сыновей: Авраама, Нахора и Аарона. Фарра же делал кумиры, научившись этому у своего отца. Авраам же, начав понимать истину, посмотрел на небо и увидел звезды и небо, и сказал: воистину тот Бог, который создал небо и землю, а отец мой обманывает людей. И сказал Авраам: “Испытаю Богов отца своего”, - и обратился к отцу: “Отец! Зачем обманываешь людей, делая деревянных кумиров? Тот Бог, кто сотворил небо и землю”. Авраам, взяв огонь, зажег идолов в храме. Аарон же, брат Авраама, увидев это и чтя идолов, захотел вынести их, но и сам тут же сгорел и умер раньше отца. Перед этим же не умирал сын прежде отца, но отец прежде сына; и с тех пор стали умирать сыновья прежде отцов. Бог же возлюбил Авраама и сказал ему: “Выйди из дома отца твоего и пойди в землю, которую покажу тебе, и сотворю от тебя великий народ, и благословят тебя поколения людские”. И сделал Авраам так, как заповедал ему Бог. И взял Авраам племянника своего Лота; этот Лот был ему и шурин и племянник, так как Авраам взял за себя дочь брата Аарона - Сару. И пришел Авраам в землю Хананейскую к высокому дубу, и сказал Бог Аврааму: “Потомству твоему дам землю эту”. И поклонился Авраам Богу. Аврааму же было 75 лет, когда вышел он из Харана. Сара же была неплодной, болела бесчадием. И сказала Сара Аврааму: “Войди к рабе моей”. И взяла Сара Агарь и отдала ее мужу своему, и вошел Авраам к Агари. Агарь же зачала и родила сына, и назвал его Авраам Измаилом. Аврааму же было 86 лет, когда родился Измаил. Затем зачала Сара и родила сына, и назвала его Исаак. И приказал Бог Аврааму совершить обрезание отрока, и обрезали его на восьмой день. Возлюбил Бог Авраама и племя его, и назвал его своим народом, и отделил его от других, назвав своим народом. И возмужал Исаак, а Авраам жил 175 лет и умер, и был погребен. Когда же Исааку было 60 лет, родил он двух сыновей: Исава и Иакова. Исав же был лжив, а Иаков - праведен. Этот Иаков работал у своего дяди семь лет, добиваясь руки его младшей дочери, и не дал ее ему Лаван - дядя его, сказав так: “Возьми старшую”. И дал ему Лию, старшую, а ради другой, сказал ему, работать еще семь лет. Он же работал еще семь лет ради Рахили. И так взял себе двух сестер и родил от них восемь сыновей: Рувима, Симеона, Левгию, Иуду, Исахара, Заулона, Иосифа и Вениамина, и от двух рабынь: Дана, Нефталима, Гада и Асира. И от них пошли евреи. Иаков же отправился, когда ему было 130 лет, в Египет, вместе со всем родом своим, числом 65 душ. Прожил он в Египте 17 лет и умер, а потомство его находилось в рабстве 400 лет. По прошествии же этих лет усилились евреи, и умножились, а египтяне держали их в рабстве. В эти времена родился у евреев Моисей, и сказали волхвы египетские царю: “Родился ребенок у евреев, который погубит Египет”. И тотчас же повелел царь всех рождающихся еврейских детей бросать в реку. Мать же Моисея, испугавшись этого истребления, взяла младенца, положила его в корзину и отнесла и поставила его на заливном лугу. В это время пришла дочь фараона Фермуфь купаться и увидела плачущего ребенка, взяла его, пощадила, назвала Моисеем и вскормила. Был же тот мальчик красив, и, когда исполнилось ему четыре года, привела его дочь фараона к своему отцу. Фараон же, увидев Моисея, полюбил мальчика. Моисей же, хватаясь как-то за шею царя, сронил с царской головы венец и наступил на него. Волхв же, увидев это, сказал царю: “О царь! Погуби отрока этого, если же не погубишь, то погубит он сам весь Египет”. Царь же не только его не послушал, но, больше того, приказал не губить еврейских детей. Моисей возмужал и стал великим мужем в доме фараона. Когда же стал в Египте иной царь, бояре начали завидовать Моисею. Моисей же, убив египтянина, обижавшего еврея, бежал из Египта и пришел в землю Мадиамскую, и, когда шел через пустыню, узнал он от ангела Гавриила о бытии всего мира, о первом человеке и о том, что было после него и после потопа, и о смешении языков, и кто сколько лет жил, и о движении звезд и о числе их, и о мере земли, всякую премудрость. Затем явился Моисею Бог в горящем терновом кусте и сказал ему: “Видел я горе людей моих в Египте и сошел, чтобы освободить их из-под власти египетской, вывести их из этой земли. Иди же к фараону, царю египетскому, и скажи ему: «Выпусти Израиля, чтобы три дня совершали они требу Богу». Если же не послушает тебя царь египетский, то побью его всеми чудесами моими”. Когда пришел Моисей, не послушал его фараон, и напустил Бог на него десять казней: 1) окровавленные реки, 2) жабы, 3) мошки, 4) песьи мухи, 5) мор скота, 6) нарывы, 7) град, 8) саранча, 9) трехсуточная тьма, 10) мор на людей. Потому напустил Бог на них десять казней, что десять месяцев топили они детей еврейских. Когда же начался мор в Египте, сказал фараон Моисею и брату его Арону: “Поскорей уходите!” Моисей же, собрав евреев, пошел из Египта. И вел их Господь через пустыни к Красному морю, и шел впереди их огненный столп ночью, а днем - облачный. Услышал же фараон, что бегут люди, и погнался за ними, и прижал их к морю. Когда же увидели евреи, в каком они положении, возопили к Моисею: “Зачем повел нас на смерть?” И возопил Моисей к Богу, и сказал Господь: “Что взываешь ко мне? Ударь жезлом по морю”. И поступил Моисей так, и расступилась вода надвое, и вошли дети Израиля в море. Увидев это, фараон погнался за ними, сыновья же Израиля перешли море посуху. И когда вышли на берег, сомкнулось море над фараоном и воинами его. И возлюбил Бог Израиля, и шли они от моря три дня по пустыне, и пришли в Мерру. Была здесь вода горька, и возроптали люди на Бога, и показал им Господь дерево, и положил его Моисей в воду, и усладилась вода. Затем снова возроптали люди на Моисея и на Арона: “Лучше нам было в Египте, где ели мы мясо, лук и хлеб досыта”. И сказал Господь Моисею: “Слышал ропот сынов Израилевых”, - и дал им есть манну. Затем дал им закон на горе Синайской. Когда Моисей взошел на гору к Богу, люди отлили голову тельца и поклонились ей как Богу. И иссек Моисей три тысячи этих людей. А затем снова возроптали люди на Моисея и Арона, так как не было воды. И сказал Господь Моисею: “Ударь жезлом в камень”. И ответил Моисей: “А что если не испустит он воду?” И разгневался Господь на Моисея, что не возвеличил Господа. И не вошел он в землю обетованную из-за ропота людей, но возвел его на гору Вамьскую и показал землю обетованную. И умер Моисей на той горе. И принял власть Иисус Навин. Этот прошел пустыню, вошел в землю обетованную, избил хананейское племя и вселил на место их сынов Израилевых. Когда же умер Иисус, стал на его место судья Иуда; а иных судей было четырнадцать. При них забыли евреи Бога, который извел их из Египта, и стали служить бесам. И разгневался Бог, и предал их иноплеменникам на расхищение. Когда же начинали они каяться, миловал их Бог; а когда избавлял их, снова уклонялись на служение бесам. Затем был судья Илья жрец, а затем пророк Самуил. И сказали люди Самуилу: “Поставь нам царя”. И разгневался Господь на Израиля, и поставил им царя Саула. Однако Саул не захотел подчиниться закону Господню, и избрал Господь Давида, и поставил его царем Израилю, и угодил Давид Богу. Давиду этому обещал Бог, что родится Бог от племени его. Он первый стал пророчествовать о воплощении Божьем, говоря: “Из чрева прежде утренней звезды родил тебя”. Так он пророчествовал 40 лет и умер. А вслед за ним пророчествовал сын его Соломон, который создал храм Богу и назвал его Святая Святых. И был он мудр, но под конец согрешил; царствовал 40 лет и умер. После Соломона царствовал сын его Ровоам. При нем разделилось еврейское царство надвое: в Иерусалиме одно, а в Самарии другое. В Самарии же царствовал Иеровоам, холоп Соломона; сотворил он два золотых тельца и поставил - одного в Вефиле на холме, а другого в Дане, сказав: “Вот Боги твои, Израиль”. И поклонялись люди, а Бога забыли. Так и в Иерусалиме стали забывать Бога и поклоняться Ваалу, т. е. Богу войны, иначе говоря Арею; и забыли Бога отцов своих. И стал Бог посылать к ним пророков. Пророки же начали обличать их в беззаконии и служении кумирам. Они же, обличаемые стали избивать пророков. Бог разгневался на Израиля и сказал: “Отвергну от себя, призову иных людей, которые будут послушны мне. Если и согрешат, не помяну беззакония их”. И стал он посылать пророков, говоря им: “Пророчествуйте об отвержении евреев и о призвании новых народов”.

Первым стал пророчествовать Осия: “Положу конец царству дома Израилева. Сокрушу лук Израилев... Уже не буду более миловать дома Израилева, но, отметая, отвергнусь их, говорит Господь, и будут скитальцами между народами”. Иеремия же сказал: “Хотя бы предстали передо мной Моисей и Самуил... не помилую их”. И еще сказал тот же Иеремия: “Так говорит Господь: Вот я поклялся именем моим великим, что не будет имя мое произносимо устами евреев”. Иезекииль же сказал: “Так говорит Господь Адонаи: Рассею вас, и весь остаток ваш развею по всем ветрам... За то, что осквернили святилище мое всеми мерзостями вашими; я же отрину тебя... и не помилую тебя”. Малахия же сказал: “Так говорит Господь: Уже нет моего благоволения к вам... Ибо от востока и до запада прославится имя мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени моему и жертву чистую, так как велико будет имя мое между народами. За то и отдам вас на поношение и на рассеяние среди всех народов”. Исайя же великий сказал: “Так говорит Господь: Простру руку свою на тебя, сгною и рассею тебя, и вновь не соберу тебя”. И еще сказал тот же пророк: “Возненавидел я праздники и новомесячные ваши, и суббот ваших не принимаю”. Амос же пророк сказал: “Слушайте слово Господне: Я подниму плач о вас, пал дом Израилев и не встанет более”. Малахия же сказал: “Так говорит Господь: Пошлю на вас проклятие и прокляну ваше благословение... разрушу его и не будет с вами”. И много пророчествовали пророки об отвержении их.

Тем же пророкам повелел Бог пророчествовать о призвании на их место иных народов. И стал взывать Исайя, так говоря: “От меня произойдет закон и суд мой поставлю во свет для народов. Правда моя близка и восходит... и на мышцу мою надеются народы”. Иеремия же сказал: “Так говорит Господь: Заключу с домом Иудиным новый завет... Давая им законы в разумение их, и на сердцах их напишу их, и буду им Богом, а они будут моим народом”. Исайя же сказал: “Прежнее миновало, а новое возвещу, прежде возвещения, оно было показано вам. Пойте Богу новую песнь”. “Рабам моим дастся новое имя, которое будет благословляться по всей земле”. “Дом мой назовется домом молитвы всех народов”. Тот же пророк Исайя говорит: “Обнажит Господь святую мышцу свою перед глазами всех народов, - и все концы земли увидят спасение Бога нашего”. Давид же говорит: “Хвалите Господа все народы, прославляйте его все люди”.

Так возлюбил Бог новых людей и открыл им, что сойдет к ним сам, явится человеком в плоти и искупит страданием грех Адама. И стали пророчествовать о воплощении Бога, раньше других Давид: “Сказал Господь господу моему: Сядь одесную меня, доколе положу врагов твоих к подножию ног твоих”. И еще: “Сказал мне Господь: Ты сын мой; я ныне родил тебя”. Исайя же сказал: “Ни посол, ни вестник, но сам Бог, придя, спасет нас”. И еще: “Младенец родится нам, владычество на плечах его, и нарекут имя ему великого света ангел... Велика власть его, и миру его нет предела”. И еще: “Вот, дева во чреве зачнет, и нарекут имя ему Еммануил”. Михей же сказал: “Ты, Вифлеем - дом Ефранта, разве ты не велик между тысячами иудиными? Из тебя ведь произойдет тот, который должен быть владыкою во Израиле и происхождение которого от дней вечных. Посему он ставит их до времени, доколе не родит тех, которые родят, и тогда возвратятся оставшиеся братья их к сынам Израиля”. Иеремия же сказал: “Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с ним, Он нашел все пути премудрости и даровал ее отроку своему Иакову... После того он явился на земле и жил между людей”. И еще: “Человек он; кто узнает, что он Бог? ибо умирает как человек”. Захария же сказал: “Не послушали сына моего, а я не услышу их, говорит Господь”. И Осия сказал: “Так говорит Господь: плоть моя от них”.

У Александра Яковлевича Аскольдова комиссаром был отец... Герой Гражданской войны, директор завода «Большевик», одного из крупнейших в Киеве. В 37 году его забрали прямо из больницы, где он лечил старые раны, и увезли на Лубянку, в Москву, где и расстреляли. Потом пришли за мамой. Когда её уводили, ночью, он услышал, как старший сказал конвоиру: оформишь её и обратно за мальцом. Саше было пять, он не умел ещё завязывать шнурки, и дверь открывать не умел. Он трогательно рассказывает об этом: как вдруг всё получилось, когда он понял, что надо бежать: ботиночки зашнуровались и стульчик он догадался приставить к двери и вспомнил, как они весело ходили в гости к папиным друзьям, которые жили рядом, и пошел. Это была многодетная еврейская семья, они всё поняли, и и расплакались, схватили; никто из соседей не донёс; а потом сумели отправить бабушке, в Москву. Он искал их после, но следы терялись где-то в Бабьем Яру...

«Очевидно, они погибли, эти люди, приютившие меня, и я думаю, что эта благодарность, которая жила во мне все эти годы к этой семье, и была, в какой-то степени, импульсом, который тоже повлиял на рождение картины, которая стала фильмом «Комиссар».

Бабка моя - простая деревенская женщина, очень умная, очень жёсткая, её девичья фамилия Богородицкая; она ходила в монастырь, ухаживала за очень больной женщиной, которую звали у нас игуменьей... Работала бабка в депо, у Новодевичьего, ночной уборщицей трамваев, а подрабатывала стиркой. Через три года выпустили маму; устроиться было почти невозможно, но она была мужественным, человеком, добилась - взяли нянечкой, мыть горшки...» Александр Аскольдов

Когда началась война, маминого старого друга назначили директором института переливания крови, он смог сделать её своей помощницей. Она развозила кровь по фронтам. И сама сдавала: донору полагался кусочек сахара и кусочек масла... Мамины заслуги помогли сыну врага народа поступить в институт, а после даже стать помощником министра культуры, мама некогда была дружна с Фурцевой...

"В какой-то момент, говорит Александр Яковлевич, я почувствовал абсолютную бессмысленность своей работы чиновничей; оттепель завершилась, и я ушёл. И подал наравне со всеми заявление на высшие режиссёрские курсы; это было очень занятно: люди, которых совсем недавно как бы я экзаменовал в своём министерстве, на этот раз экзаменовали меня. Они улыбались, хихикали. Но прошел. Лишь Ромм спросил, не поздно ли. Я сказал: Михал Ильич, наверно, поздно. Но чиновничеством мне больше заниматься невмоготу. Я хочу попробовать что-то сделать...»

Пришло время снимать дипломный фильм. «И вот, как-то на вечеринке, такой, домашней, приятельница моей мамы, весёлая, хохотушка, вдруг говорит: знаете, я вчера прочитала рассказ Гроссмана, там такая история! Коммисарша приходит в еврейскую семью, ей приспело родить, и так далее... И я выполз из-за стола, в другую комнату, почти не отдавая себе отчета, набросал план будущей картины, и ни о чём больше я думать не хотел. Я наивно думал, что я такую сделаю картину, я такое понимаю про жизнь, что завтра, посмотрев этот фильм, люди станут немножечко лучше. Просто многое меня волновало, я видел огромный диссонанс: межэтнических отношений в стране, меня глубоко ранило абсолютное бескультурье в отношении к религии, возмущало приторное изображение в нашем искусстве Гражданской войны. Я считал, что война - предел безнравственности, а гражданская война - это беспредел». Александр Аскольдов.

Ролан Быков говорил, что Аскольдов первым показал Гражданскую войну как трагедию. Женщина должна любить, рожать и воспитывать детей, а она убивает. Женский образ - образ Руси; матушки. Его осмысление русского апокалипсиса - это продолжение столбового пути всей русской литературы: недаром он окончил филологический и девять лет помогал Елене Сергеевне разбирать Булгаковский архив... Это и "Петроградская Мадонна" Петрова-Водкина, и, конечно, "кони".

«Я увидел этот сон - сон о Комиссаре. Я увидел этих лошадей. Я увидел этих детей. Я не видел, как убивают людей в жизни, и подумал, что же я буду это снимать? Это ж выйдет «киношка». Но я понял, что война, несправедливость, ожесточает. Если она ожесточает ребёнка, что же потом из него вырастет... И вот еврейски погром у меня возник в форме детской игры в погром. Наверное, это аморально - заставлять этих детишек, на минуту, превратиться в зверюшек. Я с большим трудом это снимал. Но результат нравственный - это должно родить такое отвращение к насилию! Которое будет сильнее статей и слов». Александр Аскольдов

«Поначалу, рассказывал Ролан Быков, картину многие поддержали, поскольку тема была поддержана в мире, и хотелось хорошего отношения международных кинематографистов... Но 1-й донос, который был написан на картину, был донос нашего консультанта, раввина московской синагоги. Он написал, что собрались антисемиты Шукшин, Мордюкова и Быков и издеваются над образом еврея. Это письмо пришло в комитет партии... страшная паника. И я попросил Аскольдова, чтоб он мне дал поговорить с этим ребе, и спросил: "Что вас не устраивает?" Он говорит: Почему вы играете такого грязного еврея? Что, евреи такие грязные? Я в ответ: Кто вам сказал, что я играю еврея? Что, играя Гамлета, я должен играть датчанина? Я играю отца семерых детей. Время гражданской войны: на каждом углу парикмахер не работает, бани закрыты, мыла нет: откуда он может взяться, такой чистенький? И потом вы же видите только отдельные кадры, кирпичики, а что я сложу из кирпича, какой храм - не представляете...»

Они познакомились еще в юности, когда Аскольдов обошёл Быкова на конкурсе чтецов. Потом судьба свела их в Питере, когда Александр Яковлевич, чиновник, отправленный Фурцевой закрыть Быковский спектакль, наоборот защитил его... Сначала Ролан Антоныч отказался играть в Комиссаре. Потом подумал и решил сыграть еврея, которого все не любят, так, чтоб полюбили. Так они и построили роль Ефима Магазаника. Естественно, у него нервный срыв, когда надо отдавать комнату комиссарше. Но узнав, что она ждут ребёнка, он шьёт ей платье, отдаёт тапочки, чинит кроватку. А когда она рожает в муках, молится, как за родную.

Меняется не только Ефим. Глядя на эту семью, на Марию, их веру и настоящую любовь - он же умывает ей ноги, как Христос апостолам! - Меняется Комиссар. Комиссар становится женщиной и бежит крестить, посвятить своё дитя Богу. «Послушай, как она поёт! Эта кацапка совсем с ума сошла... То он простудится, то у него жар... - как хорошая еврейская мать, одним словом. - А что ты думаешь? Если женщина надевает кожаные штаны, от этого она становится мужчиной…»

«Для того, чтоб снять сцену «Проход обречённых» нужна была массовка. Где же мне взять столько евреев? Рассказывает А.Я. По совету опутанного человека, надел кепку и пошел к местному раввину. Он меня выслушал и говорит: «Я своё отсидел, ещё за вашу картину сидеть я не хочу, и не могу подставить людей, они мне верят». У меня отчаянье. Пишу письмо секретарю ЦК партии Украины, тов. Скобе: "Я снимаю фильм о революции, о простых людях, о евреях... Помогите!" Что вы думаете? из обкома приехал инструктор, команда была дана, меня только спрашивали, и детей приводить? и детей! А когда массовка та была готова, и мы должны были уже начинать, человек со скрипкой сказал: товарищ Мордюкова, у меня к вам слово. Мы не станем сниматься, потому что над нами будут смеяться потом евреи. Мордюкова говорит: Мы такую картину снимаем, а вы трусите! Эх вы, евреи! Он удалился; кружочек, посовещались; он сказал: товарищ режиссёр, мы будем сниматься. Только ваш фильм никогда не выйдет. Я сказал: выйдет!»

Когда Александра Яковлевича спрашивают, о чём этот фильм, он всегда отвечает: о Любви; к женщине, к детям, к ближнему и о той, самой большой, про которую Господь говорит в Евангелии: как если кто положит душу свою за друзей своих. Клавдия Вавилова, понимая, чем рискуют полюбившие её люди, как бы провидя их будущее, идёт за них сражаться. Зная, что - на верную смерть.

«Больней всего было то, говорит Аскольдов, что первыми стали убивать картину не партийные работники, не КГБ, а братья-художники. На студии был просмотр, фильм не приняли. Его выгнали с работы за профессиональную непригодность! «Топот и свист до сих пор у меня в ушах». Потом его обвинили в растрате казённых денег. Были разбирательства. Запросто могли могли посадить... Сочувствующие говорили: убери сцену холокоста, и от тебя отстанут. Он пожертвовал собой.

Когда наступил момент полного отчаяния - картину смывали, уничтожали весь рабочий материал, он стал писать письма Суслову - прося всесильного идеолога партии сохранить хотя бы одну копию. И Суслов сохранил.

«Самым тяжелым был 86-й год. Когда уже бушевала Перестройка. Когда прошел V съезд кинематографистов и снимались с полок долго лежавшие на них картины... А по поводу фильма «Комиссар» собралась коллегия Госкино, закрытая, где мои коллеги... закопали «Комиссара» в землю. И я оказался в полной изоляции.

Был в июле 87 года фестиваль Московский, рассказывает А.. В рамках этого форума была пресс-конференция. И в ответ на вопрос бразильского журналиста - все ли лежавшие на полке картины уже выпущены на экран? - прозвучало: все. Что-то меня возмутило, что-то иррациональное подняло, подошел к президиуму и сказал: "20 лет назад я снял картину, антивоенную, картину о раковой опухоли человечества - о шовинизме. Я не знаю, хорошая она или плохая. Но я вложил в неё все свои силы и умение. Я прошу вас, посмотрите и скажите - жива она или мертва". Горбачёв на следующий день принимал знаменитого писателя Маркеса - а на этом моём демарше присутствовали Де Ниро, Маркес, Ванесса Редгрейв... - и Маркес, очевидно рассказал Горбачёву, что произошло. Была дана команда, и 11 июля, в том же самом Белом зале дома Кино, где меня исключали из партии и мордовали, показали «Комиссара». Реакция публики была потрясающая. Быков плакал, и всем гостям захотелось узнать побольше о судьбе картины, и в общем, этот просмотр решил её судьбу - «Комиссар» вырвался на свободу». Александр Аскольдов

Во многих православных семьях телевизор - предмет non grata. Понять этих людей можно: нынче на экране не часто увидишь что-то полезное для души, спутниковые православные каналы доступны не всем, а по центральным программы христианской тематики можно посмотреть только на Пасху или на Рождество.

Впрочем, из этого правила есть счастливые исключения, и одно из них - программа «Библейский сюжет», которая выходит на телеканале «Культура». О том, как создать интересную передачу о духовной жизни и что хорошего есть для христианина в современном телеэфире, рассказывает автор и ведущий программы Дмитрий Менделеев.

- Ваша программа - долгожитель. Сколько же ей лет?

Передача «Библейский сюжет» выходит на экраны девять лет. В сентябре мы начинаем юбилейный десятый сезон.

Десять лет назад религиозная тематика еще не была так популярна в СМИ, как сейчас. Почему вам пришла в голову идея делать программу о христианстве?

Инициатором появления этой передачи был телеканал «Культура». Мы все знаем произведения искусства, мировые шедевры, связанные с христианством, написанные на библейские сюжеты, но плохо себе представляем саму первооснову того или иного произведения. Поэтому возникла идея сделать какую-то просветительскую программу, которая бы объясняла, что нам хотели рассказать Леонардо да Винчи, Рафаэль, Пушкин, Лермонтов, Пастернак, Тарковский. Вот так родилась эта программа.

- Ваша программа все-таки религиозная или светская?

Программа рассчитана на самую широкую аудиторию. Можно, конечно, сказать, что она для светских людей, но ведь и церковные люди точно так же не имели возможности получить информацию о жизни великих мастеров прошлого. За 70 лет отсутствия религиозного образования в России мы забыли все самые элементарные вещи, без которых невозможно понять истинные произведения искусства. А ведь все художники своей главной целью видели постижение тайны мира, поиск подлинного смысла существования - то есть они искали Бога. Это неотъемлемая черта настоящего искусства. Кроме того, все по-настоящему великие произведения, которые оставляют след в истории, в жизни народов всего мира, создаются Святым Духом.

Не соглашусь, что не было. Например, выходила в эфир программа «Слово пастыря», которую вел патриарх Кирилл, тогда еще митрополит Смоленский и Калининградский. На 2-м канале была программа под названием «Православный календарь», потом был «Канон» на 6-м канале. Затем появилась «Православная энциклопедия» на ТВЦ. Практически на каждом канале была своя православная программа. Так что я не могу сказать, что мы появились на ровном месте.

Я не считаю, чтобы что-то существенно изменилось за десять лет с точки зрения православного телевидения. Пожалуй, только то, что программ стало больше - но это приятная тенденция.

Качественных же, интересных программ осталось примерно то же количество - они ведь занимают нишу, которую им позволяет занимать телеформат.

Тем не менее, часто можно услышать мнение, что на телевидении мало духовно-нравственных, в том числе и христианских, программ, в то время как число развлекательных передач превышает все разумные пределы. Как вы можете это прокомментировать?

Руководство каналов, где есть реклама, естественно, заботится о рейтинге: чем он выше, тем дороже стоит коммерческое пространство. В итоге почти все каналы следуют за зрительской массой. А должно быть наоборот, конечно: телевидение должно воспитывать аудиторию и не забывать о тех людях - внимательных, вдумчивых, отзывчивых, которые нуждаются в серьезном собеседнике. Это аудитория пусть и маленькая, но очень дорогая. Разумеется, рейтинг «Библейского сюжета» не сравнится с рейтингом популярного сериала, но у нас есть свои преданные зрители, и их довольно много.

Значит, вам удалось сделать серьезную, но в то же время популярную у телезрителей программу. В чем ваш секрет? Как сделать интересную программу о Православии?

Когда мы начинали эту программу, я и мои товарищи по работе делали только первые шаги в Церкви. Я был неофитом - так, кстати говоря, называется наша телестудия. Мы все были неофитами. Нам это очень помогло, поскольку неофитство - это такое возвышенное состояние, словно первая любовь. Конечно, неофит может выглядеть сумасшедшим в глазах окружающих, но внутри себя он сосредотачивается, у него появляются какие-то колоссальные силы, энергия, энтузиазм, радость жизни. У нас весь этот запал был направлен на создание передачи. Это очень помогло. В ту пору на мое мировоззрение повлияли книги двух чудесных людей: митрополита Антония Сурожского и отца Александра Меня. Хочу привести мысль отца Александра: можно нарисовать Мадонну, и стыдно будет на нее смотреть; а можно написать птицу в небе, но так, чтобы она кричала о красоте Божиего мироздания, о любви Бога к людям, людей к Богу.

(FLV файл. Продолжительность 26 мин. Размер 79.2 Mb)

Как-то моя хорошая знакомая, игумения Теодора из монастыря святой Нины в Бодбе (Грузия), сказала, что все, что сделано с любовью, есть дело православное. Эти слова мне очень запомнились. Действительно, суть не в том, чтобы показать лампадку, свечку; главное - сделать передачу с любовью.

Ну а если судить о ноу-хау с профессиональной точки зрения, то нужно помнить, что журналист - это тот человек, который замечает то, что не замечают другие. Для этого все время нужно заниматься самообразованием, читать, углубляться в ту тему, которую журналист выбрал себе. Это касается не только Православия, нужно постоянно изучать свою тему, будь то политика, экономика или спорт. Нельзя останавливаться.

Кстати, телевизионщики все же не любят показывать лампадки и свечки - это считают заезженным и «неформатом». Даже богослужение без постоянных пояснений посмотреть по телевизору нельзя…

Мне, к счастью, в «Библейском сюжете» дают возможность свободно работать. Наш видеоряд цензуре не подвергается, но и канал «Культура», надо признаться, особенный. В процессе работы над программой удалось создать нужный микроклимат, когда меня и моих коллег не загоняли в неудобные рамки - поэтому у нас и получилось что-то.

Вы также «приложили руку» к созданию известного цикла документальных фильмов «Святыни христианского мира». Что это был за проект, и будет ли снято продолжение сериала?

Этот цикл рассказывает именно о святынях: о Туринской Плащанице, Кресте Господнем, Гробе Господнем, терновом венце, Ноевом ковчеге, о дарах волхвов… Удивителен сам по себе факт того, что они дошли до нас как, можно сказать, свидетели величайших событий священной истории. Но они еще и помогают глубже постигать Библию, Евангелие.

Сейчас мы как раз снимаем продолжение сериала. В новых фильмах хотим рассказать о Доме Пресвятой Богородицы, который находится в итальянском Лорето - откуда, кстати, берет начало известный каждому православному ученику чудотворный образ «Прибавление ума»; о ризе Христовой, хранящейся в древнем немецком Трире; о кресте апостола Андрея, о мощах апостола Фомы и святителя Николая.

- Помогло ли создание православных программ вашему личному воцерковлению?

Безусловно! И не только моему, но и моих коллег и друзей! Я бесконечно благодарен Богу за программу «Библейский сюжет», потому что, занимаясь ею, мы все возрастаем в вере. Когда мы изучаем материал, из которого предстоит сделать программу, то получаем бесконечное количество новых знаний, новых источников для размышлений, сомнений и открытий. И это очень интересный и увлекательный процесс. И он бесконечный. Изучая духовный путь художника, я открываю сразу еще несколько интересных личностей и тем. Именно поэтому вряд ли в ближайшее время у нас иссякнут идеи для передач. Их гораздо больше, чем мы способны охватить. Я надеюсь, что духовный поиск художников, о котором мы рассказываем, может вдохновить и зрителей наших на какое-то нравственное усилие.

- Вы упомянули людей, повлиявших на ваше мировоззрение. У вас есть программы об этих людях?

Есть. И о владыке Антонии, и об отце Александре. Главное, о чем мы хотели в них рассказать, - это их любовь к Богу и ближним. Они были удивительными людьми, и ведь они - почти наши современники, им удавалось быть христианами в мире, который нам так хорошо знаком и который, как нам по нашей лености иногда кажется, абсолютно не располагает к каким-то откровениям духа.

Меня поражает их проповедь и самоотверженное служение, они горели, как та свеча, о которой в Евангелии сказано: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет». Вот так и они нам всем светили, и мы грелись этим теплом.

- А какие еще церковные деятели заинтересовали вас в качестве героев для программ?

У нас были передачи и про отцов Церкви, и про ветхозаветных пророков: Моисея, царя Давида, царя Соломона, Исаию и других. Говорили мы и о преподобном Иоанне Дамаскине, святителях Григории Богослове, Иоанне Златоусте, Василии Великом, о блаженном Августине.

Человеку трудно гореть постоянно. Были ли в вашей работе какие-то сложности, когда хотелось все бросить и закрыть программу?

Конечно, такие сложности были. Самый большой мой враг - это я сам. Очень важно для христианской журналистики черпать живую воду из неоскудевающего источника, который есть Бог. «Сеять разумное, доброе, вечное» просто невозможно, если ты сам не будешь стараться жить по Евангелию. Сама тема накладывает на человека очень большие обязательства, и вот из-за того, что мы им не соответствуем, появляются настоящие проблемы. Но работа спасает, не дает погибнуть.

Сегодня есть несколько спутниковых православных каналов, все чаще и чаще говорится о создании федерального церковного канала. Как вы думаете, реально ли это?

Трудно сказать. Раньше я был убежден, что такой канал не нужен. Разговоры о его создании велись и пять, и семь лет назад. Кто-то такой канал должен содержать. Но если государство, то тогда встанет вопрос: почему именно православный канал? Тогда должны быть и мусульманский канал, и иудейский. Кроме того, чтобы делать такой канал, нужны были творческие люди, а их тогда в достаточном количестве не было. Не было и такого большого количества качественных православных программ для контента. Мне казалось, что гораздо важнее, чтобы православные программы присутствовали на федеральных каналах - ведь их должны смотреть все, а не ограниченное число воцерковленных людей. Можно ведь делать православное телевидение, используя ресурсы больших каналов. Это, собственно говоря, так и делается.

(FLV файл. Продолжительность 26 мин. Размер 81.8 Mb)

Но сейчас, я думаю, может быть, такой канал и нужен, потому что стало больше грамотных церковных людей, больше стало церковных журналистов, которые хотели бы поработать на нем. Помимо журналистов есть и операторы, и гримеры, и художники, и режиссеры, которые не чужды Православию и могли бы трудиться на таком телеканале. Многим творческим людям душно на тех программах, на которых они вынуждены работать. Я бы и сам с удовольствием принял бы участие в создании православного телеканала.

Но для меня пока большой вопрос, что это будет за канал, кто должен его финансировать, найдутся ли меценаты. Может быть, это будет попечительский совет, или фонд, или что-то еще… Почему я об этом говорю в первую очередь? Потому что журналистам должна быть предоставлена большая свобода. Это не может быть самодеятельность, на уровне «что-то хорошее надо сделать». Если делать - то профессионально, иначе это смотреть не будут, а многие даже отвратятся от Православия, увидев такое «home video». То есть если мы хотим говорить с широкой аудиторией, то мы должны соответствовать современным требованиям телевидения, а это большие деньги, и люди должны работать постоянно и профессионально и получать хорошие зарплаты, чтобы можно было прокормить свои семьи. А когда речь заходит о финансировании, тогда возникает вопрос контроля. Взаимоотношения автора и продюсера - это очень важный момент. Если на журналиста без конца давить, ничего хорошего из этого не получится.

- А вы сами смотрите православные программы по телевизору?

Иногда я смотрю такие программы по общедоступным каналам, хотя мне, конечно, в свободное время интереснее не телевидение, так как это моя работа, а за грибами сходить, например. А спутниковой тарелки у меня нет, так что православные каналы не смотрю.

Мне нравится программа «Слово пастыря» с участием Святейшего Патриарха Кирилла. Этот живой разговор, который ведет со зрителем патриарх, всегда очень интересен, и лично мне несколько раз этот диалог помог разрешить внутренние вопросы, которые касались духовной жизни. То, что патриарх остался телеведущим, можно считать уникальным явлением. И то, что он напрямую обращается к зрителям, - это просто замечательно.

- А чего вам не хватает на нашем телевидении?

На мой взгляд, есть много неиспользуемых ресурсов для проповеди. Например, можно было бы создать отличную программу типа «Клуба путешественников» - но показывать не пляжи и туристические услуги, а красоту Божиего мира, храмы и монастыри, паломнические маршруты. Можно снимать фильмы и программы про церковную историю, про жизнь людей.

Сейчас с экрана практически ушел живой человек, и это настоящая беда. Из программы в программу мы видим одни и те же лица. Помните, недавно выходила программа «Подстрочник», где мама П. Лунгина рассказывала о своей жизни? Никаких современных телевизионных технологий там не было, но страна не отрывалась от экранов, потому что живой человек интересен всегда.

(FLV файл. Продолжительность 10 мин. Размер 12.7 Mb)

Я знаю, что в архивах есть большое интервью, например, уже упоминавшегося митрополита Антония Сурожского. Если запустить его вечером, на том же канале «Россия», я даю гарантию, что все это будут смотреть.

В советское время люди на экране были, и было открытие настоящих личностей. Наши люди изголодались по такому телевидению, и я лично тоже по нему скучаю. Жаль, что главные функции телевидения - просвещение и общение людей - забыты.

- Что нового ждет нас в юбилейном сезоне «Библейского сюжета»?

Мы будем продолжать рассказывать про художников, писателей, поэтов и музыкантов. Что касается ближайших программ, то их героями станут Генрих Гейне и другие великие мастера. У Генриха Гейне под конец жизни, когда он серьезно заболел, вышли замечательные книги покаянных стихов - мы расскажем эту историю.

Еще одна передача будет посвящена Сэмюэлю Морзе - изобретателю знаменитой азбуки. Он много лет терзался духовными исканиями. Не всем известно, что он был художником и одно время даже возглавлял американский творческий союз. Но потом все бросил, начал изучать физику и поверил, что это его призвание. А когда он передал свою первую телеграмму, то это были слова: «Как дивны и велики дела твои, Господи».

- Кого бы вам еще хотелось видеть героем своей передачи?

Максима Исповедника. Это великий философ, и у него потрясающая биография; он в одиночку противостоял не только всему государству во главе с императором, но и Церкви: патриарх и все епископы в Константинополе объявляли его еретиком, а ему Господь говорил, что он прав. Его фактически убили, ведь он не пережил той ссылки, в которую его отправили, отрезав ему язык, чтобы он не проповедовал, и отрубив ему руку, чтобы он не писал. Но после его гибели собрался Собор, и все, что он сказал о Христе, о соединении Его двух природ, Божественной и человеческой, - все это стало достоянием Церкви и всего человечества.

Кроме того, я хотел бы, чтоб поскорее увидел свет фильм из большого четырехчасового интервью митрополита Антония Сурожского. Когда-то давно по каналу «Культура» показали только небольшую 20-минутную программу. Я ее переписывал много раз для друзей, поскольку она тогда вызвала большой интерес.



error: Content is protected !!