«Не убий» по современному толкованию и по библейскому учению. Шестая заповедь

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Для каждого христианина путеводной звездой является закон Божий. Именно он указывает путь в Небесное Царствие. В современном мире жизнь любого человека очень сложная, что говорит о необходимости в ясном и авторитетном руководстве Божьих Заповедей. Именно по этой причине большинство людей обращаются к ним.

10 заповедей божьих и 7 смертных грехов

Сегодня 10 заповедей Божьих и 7 грехов смертных являются регуляторами жизни и основой христианства. Не является обязательным прочтение большого количества литературы духовного жанра. Достаточно стремиться избегать того, что может привести к гибели, духовной, индивидуума.

Но на практике это совершенно нелегко. Полностью исключить из своей повседневной жизни семь грехов смертных и соблюдать десять заповедей очень сложно и практически не возможно. Но к этому необходимо стремиться, а Бог, в свою очередь, очень милосерден.

10 заповедей Божьих на русском языке гласят что нужно:

  1. верить в единого Господа Бога;
  2. не создавать для себя кумиров;
  3. не произносить имя Господа Бога напрасно;
  4. всегда помнить о дне выходном;
  5. почитать и уважать родителей;
  6. не убивать;
  7. не прелюбодействовать;
  8. не воровать;
  9. не лгать;
  10. не завидовать.

Список заповедей Божьих позволяет жить правильно, в гармонии и понимании со Всевышним.

  • Первые три из десяти заповедей относиться непосредственно к отношению к Богу. Христианин должен поклоняться истинному Богу, а других в его жизни существовать не должно. Также они гласят о том, что у человека не должно быть кумиров и предметов поклонения, а имя Всевышнего произносится только в ситуациях сложного характера.
  • Согласно четвертой заповеди, христианин должен почитать и обязательно помнить про субботний день. На протяжении шести дней люди работают не покладая сил и делают все свои дела, что дает возможность посвятить седьмой день Всевышнему.

Эту заповедь нарушают не только те, кто работает в воскресенье, но и люди, на протяжении всей недели ленящиеся и уклоняющиеся от своих повседневных обязанностей. Завет Господа Бога нарушают и те, кто в выходной день развлекается и забавляется, предаваясь разгулу и излишествам.

  • Пятая заповедь гласит о том, что нужно почитать мать и отца, независимо от возраста и сложившейся ситуации. Это позволит жить не только счастливо, но и долго. В понятие почтения к родителям входит любовь, забота, уважение и поддержка, а также постоянная молитва к Всевышнему об их здравии и благополучии. Смертью наказывают тех христиан, которые злословят родителей.
  • Следующая заповедь говорит о том, что лишать жизни нельзя не только себя, но и других людей, независимо от сложившейся ситуации и обиды. Очень тяжелым грехом является самоубийство, которое обусловлено отчаянием, маловерием или ропотой против Всевышнего. Виновен человек даже в том случае, если не сам лишил жизни ближнего, а не остановил убийство.
  • Одна из 10 заповедей закона Божьего говорит о том, что нельзя прелюбодействовать. Господь Бог велит на протяжении всей жизни хранить верность мужу или жене, а также быть абсолютно чистым в мыслях, желаниях и сказанных словах.

Соблюдая эту заповедь настойчиво рекомендуется избегать сквернословия, песен и плясок бесстыдных, просмотр фотографий и фильмов соблазнительного жанра, а также чтение журналов безнравственных. Исходя из этого, можно сделать вывод, что греховные мысли необходимо подавлять в самом зародыше.

  • В следующей заповеди Господа говорить о том, что недопустимо лжесвидетельствование по отношении к близкому. В своей заповеди Он запрещает любую ложь, донос или наговор, а также ложные судейские показания, сплетни и злословие.
  • Последние три заповеди гласят о том, что недопустимо воровать, лгать и завидовать. Бог говорит о том, что необходимо радоваться всему, что есть у тебя, а не у твоего ближнего. Только в этом случае можно получить благословение Всевышнего.

Помимо 10 православных Божьих заповедей существует и семь смертных грехов:

  1. гордыня;
  2. завистливость;
  3. гневное состояние;
  4. лень;
  5. алчное отношение к ближнему;
  6. обжорство и чревоугодие;
  7. блуд, похоть и сладострастие.

Заповеди Божьи и смертные грехи

Наиболее порочным из семи смертных грехов является гордыня, чего Господь Бог не может простить.

Заповеди божьи в православии позволяют жить правильно и гармонично. Соблюдать их, несомненно, в повседневной жизни очень сложно, но всегда нужно стремиться к лучшему. Многие люди, которым удалось начать жить по законам Божьим, спустя короткий период времени просто перестали замечать изменения в своем повседневном бытии. И, несомненно, в этом им помог Господь Бог.

Заповеди, выше перечисленные, обязательно принесут вам пользу, только в том случае, если вы их сделаете своими. Иными словами позволите им полностью руководить вашим мировоззрением и деяниями. Они обязательно должны быть вашем подсознании, что позволит избежать возможного их нарушения.

В завершении стоит отметить, что людям, живущим по закону Божьему, всегда везет, а их жизнь складывается наилучшим образом. Также им удается создать крепкие семьи и воспитывать хорошее поколение. Живите с Господом, и он обязательно благословит вас на удачу и везение не только в жизненных ситуациях, но и во всех, даже самых безнадежных, начинаниях.

Господь всегда с Вами!

Post navigation

36 thoughts on “10 заповедей Божьих в православии и 7 смертельных грехов

6365 10.12.2004

Я не идеализирую эту войну – в ней было много жестокости, грязи, и еще нескоро мы узнаем о ней всю правду. Но также много было подлинной христианской жертвенности, когда солдаты и офицеры не щадя живота отстаивали интересы Отчизны и защищали слабых. Бескорыстие и жертвенность воинов снимают видимое противоречие между заповедью «не убий» и воинским служением

На наш сайт пришел вопрос от читательницы:
Одна из заповедей гласит: «Не убий». А как же тогда война в Чечне? Что это? Из этой заповеди мне понятно, что никого на свете христианин не может убить. НИКОГО… Даже иноверца. Как быть здесь?

Отвечает священник Константин ТАТАРИНЦЕВ, настоятель храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, заведующий сектором Военно-воздушных сил Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, капитан дальней авиации запаса.

— Десять заповедей Господь дал Моисею на горе Синай для народа Божьего, еще не узнавшего Христа. Но в Ветхом Завете мы также читаем, как жестоко народ иудейский расправлялся с теми, кто был на его пути. Нарушал ли он заповедь «не убий»? Нет, потому что до Христа эта заповедь означала «иудей, не убий иудея», то есть «верный, принявший Господа, не убий такого же верного». Для того исторического этапа это была очень высокая заповедь – народ Израилев хранил истину, очищая человечество от скверны богоборчества и богоневедения.
Для нас же, христиан, заповедь «не убий» обрела свое абсолютное значение – нельзя убивать даже врагов, потому что врагов мы должны возлюбить. Противоречат ли друг другу христианское понимание шестой заповеди и воинское служение? Этот вопрос задавали еще равноапостольным Кириллу и Мефодию. Когда они были с миссией в Хазарии, хазары спросили их: как же вы, христиане, берете в руки оружие, когда Господь запрещает это? Святой Кирилл в ответ спросил их, что лучше для верующего: исполнение одной или двух заповедей? Хазары ответили, что, конечно, двух. Равноапостольный имел в виду слова Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин., 15, 13). Он сказал хазарам: вы приходите к нам с оружием, захватываете храмы, разоряете святыни, уводите в плен наших жен, а мы защищаем свою веру и своих близких, делаем всё, чтобы они не попали к вам в плен, и это есть исполнение заповеди – душу положить за други. Именно следуя завету Христа, христиане всегда считали за праведность защиту истины от зла, в том числе и с оружием в руках.
Это нашло отражение и в иконописи – архангел Михаил изображается с огненным мечом, великомученик Георгий Победоносец – с копьем, мученики-воины – с оружием и в доспехах. Всегда христиане были самыми крепкими воинами именно потому, что бесстрашно шли в бой и полагали свою жизнь за истину. И не случайно на Руси первыми крестились воины – князь Владимир с дружиной в Херсонесе. (Всенародное крещение в Киеве было позже). Принявшие благодать в таинстве крещения, дружинники князя Владимира доблестно несли свое служение. Об этом написано в летописях. И русские воины всегда следовали этим славным традициям. Александр Васильевич Суворов говорил, что если иные воины идут в бой побеждать, то русский воин идет умирать. Полагать жизнь за други. Не убий врага своего личного, его возлюби. Но от врага, который приходит на твою землю разорять твой храм, твой дом, готов уничижить или убить твоих родных, ты обязан защищать семью и Отечество. Как архангел Михаил, ополчив воинство небесное, стал преградой диаволу и полчищу падших ангелов, пытавшихся захватить престол Божий, и, в том числе воинской доблестью, вытеснил их из небесных обителей (Откровение, 12, 7-9).
И во время чеченской войны не раз было проявлено христианское мужество. Всем известен подвиг воина Евгения Родионова, отказавшегося перед лицом смерти снять нательный крестик. Он одновременно исполнил воинский долг, за что был награжден Орденом мужества, и принял мученическую христианскую кончину.
Если страна призвала тебя, ты обязан защитить людей от бандитов, потерявших образ Божий, зверствующих над мирным населением. Десятилетиями местные русские жили в мире с чеченцами, а сейчас в Чечне русских практически не осталось – их насиловали, убивали, продавали в рабство. Я не идеализирую эту войну – в ней было много жестокости, грязи, и еще нескоро мы узнаем о ней всю правду. Но также много было подлинной христианской жертвенности, когда солдаты и офицеры не щадя живота отстаивали интересы Отчизны и защищали слабых. Бескорыстие и жертвенность воинов снимают видимое противоречие между заповедью «не убий» и воинским служением.

Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ

Update от 24.11.06 Не противоречит ли участие в Чеченской войне заповеди «не убий»?
Ответ на этот вопрос, данный о.Константином Татаринцевым, был размещен на сайте еще в 2004 г. Но его слова удовлетворили не всех наших посетителей: средняя оценка, выставленная ими -– тройка. Многие читатели в своих отзывах оспаривают оправданность этой войны.
Маргарита
пишет: «Нельзя не согласиться с тем, что необходимо защищать свою землю, своих родных, свою веру. Но какое отношение все это имеет к войне в Чечне? Кто из ребят, которые ТАМ гибнут, могут сказать, что они умирают за свою Родину? Ведь их Родина – ЗДЕСЬ, здесь их родные и близкие, здесь они могут защищать все то, что считают своим, а война эта (и подобные ей, известные истории) – самый бесчеловечный бизнес. Нельзя также отрицать и тех зверств, которые совершают наши солдаты на чужой для них земле, того, что многие из них возвращаются домой психически больными людьми. Потому что человеческой душе противно убийство, и совершивший или увидевший его уже не сможет быть здоровым и счастливым человеком, если не будет оказана необходимая помощь ». Андрей: «нельзя, убивая, утверждать, что любишь ближнего. Наша война не против крови и плоти, а война на духовном уровне, хотя я и считаю разумным защищать свою семью, своих близких, и если будет нужно – не пожалею жизнь свою ради таковых.. Но вопрос был задан в частности о Чеченской войне, в которой пришлось воевать моим друзьям, для многих не секрет, что там было. И оправдывать такую войну, значит становиться соучастником греха, корpупции и обмана ». Алексей: «Иисус никогда не брал в руки меч и тем более не призывал к насилию. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» – кто для христианина друзья, братья его? Все. Поэтому война для него есть война между братьями. И Родина тут ни причем ».
Мы решили вернуться к этой теме. И первым попросили ответить опять о.Константина Татаринцева, автора статьи, вызвавшей возражения у посетителей сайта, завсектором ВВС синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами.

– Отец Константин, что Вы можете ответить на отзывы наших посетителей?
– Ну что тут ответить? В общем, это так и есть. Я и сам ни в коем случае не являюсь защитником этой войны.
Конечно, война в Чечне и кровавая, и грязная. Как любая война она перемалывает души людей и с одной, и с другой стороны, она является несчастьем для всех, и эта рана будет долго еще заживать. История и Господь рассудит, кто повинен в этой войне – и с одной и с другой стороны. Но это как бы остается за скобками самой войны. Потому что самые страшные грехи: коррупция, бесчеловечный бизнес на крови, о котором говорит Маргарита, совершаются тогда, когда запускается механизм, принимается решение о начале военных действий. Ответственность, конечно, на политиках – на тех, кто уже давно в стороне, в тени, кого уже не покарает закон своей явной или мнимой справедливостью.
Я знал Джохара Дудаева еще полковником, я был офицером, а он – командиром дивизии. Это был советский офицер, блестящий специалист, радеющий за свое дело – дальнюю авиацию, в то непростое уже для армии время. И когда доблестный генерал-авиатор, уйдя в отставку, взял на себя попечение о своем народе – в этом было благое побуждение. Его беда в том, что он попал в условия, когда под влиянием ельцинского призыва брать суверенитета столько, сколько возможно, взбесились многие националистические силы. Сразу возникла клановость, пошел передел собственности. Дудаев, будучи вовлечен в эту политику, отстаивал, как ему виделось, интересы своего народа.
Я помню, как он неоднократно приезжал, предлагал заключить договор, по примеру существующего между Россией и Татарстаном, но не добился доброго контакта с Президентом Российской Федерации, ответом было циничное наплевательство. Чувствуя ответственность за народ, он принял путь войны, диктуемый кланами, и, встав на него, как на рельсы, уже не мог свернуть. Он должен был оставаться до конца знаменем чеченской республики, его очень уважали. Чеченец-генерал – это была большая редкость в Советской армии. Я уверен, что он желал добра своему народу, он не злодей, его загнали на этот путь…
Смысла войны, ее глубинных целей, не понимали даже те, кто отдавал приказы о ее начале. Я помню, как в первую кампанию министр обороны заявлял, что мы, мол, одним десантным полком, одним танковым полком наведем порядок в республике и на Кавказе!
Но когда война началась, кому-то необходимо было поднять на свои плечи ее тяжесть. Люди, которые это сделали, – праведники.
Было бы счастье, если бы этой гнойной раны не было у нашей страны, если бы ее можно было бы лечить терапевтическими (то есть политическими или полицейскими), а не хирургическими методами. Но терпеть сложившуюся ситуацию было невозможно. Ты обязан защищать вверенных тебе слабых. И землю, собранную и политую кровью твоих предков, — передать потомкам не разграбленной. Нельзя списывать со счетов все безобразия, которые творились в Чечне на рубеже ХХ и ХХI веков. Живших там русских преследовали: их изгоняли, делали рабами, над ними издевались, женщин насиловали,– все это должно было как-то разрешиться. Я повторю свою мысль из позапрошлогодней статьи: должно пройти немалое время, чтобы объективно оценить всю ситуацию и сделать окончательные выводы о том, насколько адекватными были те или иные действия российской стороны.

– Но многие уже сейчас, говоря о деятельности армии в Чечне дают оценки, иногда – резко негативные. Некоторые прямо обвиняют ее в преступлениях. Знаете ли Вы о чем-то подобном? Как в таких случаях действует духовенство, окормляющее федеральные войска в Чечне?
– Задача священника в армии – чтобы не было мародерства, грабежа, чтобы люди не озверели, чтобы ненависть не проецировалась на слабых – на женщин и детей. Необходимо помочь солдату осознать свое человеческое достоинство. Как по-суворовски: русские солдаты в бою врага уничтожают, а после боя, сами голодая и замерзая, отдают пленным лучшее. Война – это грязное дело. Когда дурман отчаяния и боли захлестывает солдата, он способен на неадекватные поступки, на жестокости. На исповеди священник призывает душу воспрянуть и не опуститься, не очерстветь.
На иконе святого воина Георгия Победоносца конь чаще всего белого цвета. Это неслучайно. Вступать в брань со злом и победить — через свою веру, мужество, воинскую доблесть и профессионализм — можно только тогда, когда между тобой и злом абсолютная чистота, правда. Как Георгий Победоносец, ты должен быть отделен от того, что является предметом брани, чистотой и правдой. Только на белом коне можно победить зло. Если этого нет, то борясь со злом, незаметно можешь стать источником зла. Так зло множится, не побеждается, а побеждает, и даже те, кто с ним борются, становятся неотличимы от тех, с кем борются. Этот парадокс очень заметен в силовых структурах – мы это видели при разоблачениях т.н. оборотней в погонах: борцы с преступностью сами становились преступниками, да еще обладающими гораздо большими возможностями.
Но все-таки это исключительные случаи, а как правило люди там трудятся очень жертвенные и достойные. Даже молодые ребята, призванные из училища или после школы надевшие военную форму, те, кто был в молодости отравлен роком или какими-то пустыми идеями, после окопов и боевых действий совершенно переосмысливали действительность и домой возвращались уже другими. Неверующие становились верующими, опустошенные – перегруженными ответственностью и умудренными…

– Почему происходит такая трансформация?
– Чем война отличается от любой другой жизненной ситуации? Тем, что очень близка смерть и ты не знаешь, будешь ты жить через час или нет. Молодому, полному жизненных сил человеку в таком состоянии долго пребывать просто так невозможно. Когда видишь смерть по телевизору, когда она где-то далеко – такого не происходит. А когда твой близкий друг разорван гранатой или погиб в пытках, когда видишь угасающие глаза умирающего человека, который испытывает боль, возникает вопрос: ведь это может быть и со мной – и что тогда? Является ли моя личность чем-то большим, чем тело, которое рано или поздно разложится? Будет ли она жить после смерти, и если будет – то в каком состоянии? Или я как растение – сейчас есть, а потом раз – и нет?
Близость смерти у кого-то порождает страх, у кого-то – собранность и ответственность за прожитую жизнь, но всегда это очень глубокое религиозное чувство. Когда перед этой грозной правдой вопрошаешь самого себя: кто ты? зачем ты? – появляется место Богу, которого в обычной суете может и не оказаться. Эти вопросы мы в обычной жизни пытаемся заглушить суетой, громкой музыкой, чередующимися быстро обстоятельствами, телевизором, где все мелькает. На войне есть время и нет этих раздражителей, которые как бы заслоняют человека от самого себя. Там удобнее и остаться с собой наедине, и беседовать с Богом. А если такой диалог состоится, то вопрос: атеист ты или верующий – снимается. Не потому, что получены какие-то знания, а потому что солдат внутренним человеком почувствовал, что есть Некто, Кто дал ему эту жизнь, эту личность. Конечно, когда солдаты возвращаются домой, они снова могут окунуться в суету, но есть нечто такое, что уже незыблемо пребывает в душе, некий опыт, который фундаментально созидает человека как человека, как личность.

– Нет ли у солдат, которые на войне уверовали и переосмыслили свою жизнь, побуждения бросить оружие, уйти в монастырь? Или, например, возлюбить врага своего и пойти брататься с противником?
– Нет, на такой поступок может подвигнуть только экзальтация нездорового человека. Вера – это не только радость богообщения, но и желание исполнить свой воинский долг и ближнего, однополчанина, не подвести. Если ты все в такой экзальтации бросишь, это кончится печально. Кавказцы по своему менталитету уважают тех, кто силен, кто облечен властью или вооружен, – такого готовы слушаться, вести с ним паритетный разговор. А когда видят слабость, ею пользуются, слабый погибнет.

– Но ведь не только однополчанин – ближний? Получается, что верующему солдату приходится одновременно признавать в противнике образ и подобие Божие и все равно убивать его? Как это совмещать?
– Ну, если так рассуждать, можно далеко зайти. Может быть не надо запирать дверь, ведь вор – образ и подобие Божие? Но я уверен, что и Андрей, и Маргарита, написавшие свои отзывы, запирают свои дома, чтобы то, что им дорого, не было разграблено. Так же должна быть на замке и граница. А если в дом врывается негодяй, насильник, то у любого отца с любыми самыми гуманными идеями будет желание его остановить, а то и вразумить, чтобы впредь было неповадно. Так же когда насилуют Родину-мать, то у сыновей есть законная потребность и священная обязанность ее защищать
У Ивана Ильина есть такое рассуждение. Когда в руки можно брать оружие, чтобы не просто угрожать, но уничтожить врага? Только тогда, когда ты готов, представ с ним перед Богом, перед Истиной, Которая не зависит от обстоятельств, дать ответ за то, что совершил, и при этом чувствовать правильность и праведность своего поступка. Тогда поступок можно совершать.

– А российские солдаты соответствуют этому требованию?
– Они еще мальчишки, конечно, не всех еще мы согрели, как должно, теплом молитвы, духовным окормлением, многие не поднимаются до таких высот. Но так должно быть, для этого и работает Синодальный отдел.
Армия, безусловно, должна быть вооружена ощущением, что она отстаивает правое дело, наводит порядок в хаосе и противостоит разгулу бандитизма.

– Есть ли перспектива православной миссии среди чеченцев и могут ли православные солдаты быть миссионерами для мирных жителей?
– Миссия должна быть очень тактичная. Раз эти люди причисляют себя к другому вероисповеданию – надо уважать это и не пользоваться преимуществами в положении, не навязывать веру. Надо стараться быть уважительным к любому проявлению того, что для другого человека свято, даже если с твоей точки зрения это является заблуждением. Здесь стоит говорить не о веротерпимости, но о вероуважении. Но если кто-то пытается в христианстве найти ответы на какие-то вопросы, такому человеку помочь, конечно, нужно. Исторически это население не было христианским, но там были казачьи станицы и церкви, и все мирно жили плечом к плечу.
Миссией должна быть сама христианская жизнь; если она кого-то позовет – в этом смысле миссия возможна, а любая навязчивость может наоборот приводить к озлобленности и дополнительным проблемам.

-Можно ли говорить о духовном смысле войны?
– В начале Господь сотворил небо, т.е. духовную иерархию, а потом землю, т.е. мир тварный, в котором мы живем. Война началась между добром и злом еще до сотворения человека, когда архангел Михаил силой оружия ополчил верных Господу ангелов против отпавшего архангела Денницы, которого мы зовем диаволом. Так устроен мир, мы вошли в него, чтобы своими душами восполнить число падших ангелов, число воинов небесных. Война между добром и злом, начавшаяся до сотворения мира, проецируется в него, и наша нынешняя история является продолжением Священной истории. От сотворения мира до апокалипсиса продолжается священная история, и мы участвуем в ней. Сейчас граница между добром и злом проходит не только через человеческие сердца, но и через народы, государства, через все, происходящее на земле. Когда приводятся слова ап.Павла, что наша брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной, то имеется в виду, что главная наша война ведется в собственном сердце, в своем внутреннем космосе. Но, живя в этом мире, неся ответственность за него, невозможно только благостно созерцать на происходящее, надо иногда выходить из окопа и идти под пули. Это самое высочайшее смирение – пойти навстречу смерти.
Война в любом случае – процесс духовный. Сталкиваются добро и зло; не бывает так, чтобы добро столкнулось с добром. Зло со злом бывает, сталкивается, но только, чтобы соблазнить добро. Чаще все-таки со злом борется добро.
Где проходит эта граница в чеченской войне – определить очень трудно. В Чечне много людей, которые осиротели от военных действий, от бомбардировок; потеряли своих стариков или детей… Кавказский менталитет требует, чтобы кровь родных была отомщена, им нельзя успокоиться, пока убийца близких не наказан. Это толкнуло очень многих чеченцев к вооруженной борьбе с федералами (хотя замечу, что мне очень не нравится этот термин: «федералы»)…




Но мне не хочется давать оценку этой войне. Она состоялась, российские войска противостояли в ней сепаратизму, защищали целостность государства, и ими было явлено много доблести. Еще раз повторю, что любая война – явление духовное, и с той и с другой стороны люди духовно переосмыслили свое бытие, свой внутренний мир и мир внешний.
Война потихоньку затухает. Там уже нет тех боев, как раньше. Жизнь возвращается, восстанавливается экономика. Я слышал в новостях, что построили аэропорт, и даже люди далеких от строительных специальностей собрались, чтобы успеть в срок – ко дню рождения Рамзана Кадырова. Очень много средств идет из России на восстановление — и через налоги, и даже некоторые предприниматели жертвуют. Я знаю, был такой момент, когда милиционеры, отправляясь туда в командировку, брали с собой для школы, для детских клубов аппаратуру, вещи. Возможно, так проявлялось и чувство моральной ответственности русского народа за то, что там произошло.
И если шаг за шагом наступает внешний мир, то я думаю что со временем, после излечения военных ран, наступит и мир внутренний.

Кроме о.Константина «чеченскую» тему мы обсудили с иером.Феофаном (Замесовым) , духовником Софринской бригады Внутренних войск, окормляющим ветеранов чеченской кампании и других конфликтов последнего времени и с игум.Варлаамом (Пономаревым) , благочинным православных церквей Чечни и Ингушетии, членом Общественной палаты Чеченской Республики. Полностью прочитать интервью о.Феофана можно , о.Варлаама — .

Cпрашивал Михаил ЛЕВИН

В этой статье мы перечислили десять заповедей христианства. Также мы подготовили для Вас толкование законов Божьих.

Десять Заповедей Христианства

Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):

  1. Не убивай.
  2. Не прелюбодействуй.
  3. Не кради.

Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.

Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.

Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Это значит:

Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это - благодаря Богу. Способность семени расти, травы - дышать, человека - жить - суть способности Божии. Все эти способности - собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным. Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, ищи только в Боге, ибо Господь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких других источников нет. Помолись Господу так:

«Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

Это означает:

Не обожествляй творение вместо Творца. Если ты взошел на высокую гору, где встретился с Господом Богом, зачем тебе оглядываться на отражение в луже под горой? Если некий человек жаждал видеть царя и после долгих усилий сумел предстать пред ним, зачем ему тогда озираться направо и налево на слуг царских? Он может озираться по двум причинам: или потому, что не смеет предстать один на один перед царем, или же потому, что думает: царь в одиночку ему помочь не сможет.

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Что, неужели бывают такие люди, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, - имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?

ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему.

Это значит:

Шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой - вечен, мирен и долговечен. Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из вечности. Тайна сия велика… (Еф. 5, 32), и о ней приличествует больше мыслить, чем говорить, ибо она доступна не всякому, но лишь Божьим избранникам.

ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Это значит:

Прежде, чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился с уважением и воздал хвалу. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро в этом мире.

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не убивай.

Это значит:

Бог вдохнул жизнь от жизни Своей во всякое сотворенное существо. Жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самый драгоценный дар Божий, больше того - на саму жизнь Божию. Все мы, живущие сегодня, - лишь временные носители жизни Божией в себе, хранители самого драгоценного дара, принадлежащего Богу. Поэтому мы и права не имеем, и не можем отнять жизнь, заимствованную от Бога, ни у себя, ни у других.

СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не прелюбодействуй.

А это значит:

Не имей незаконной связи с женщиной. Поистине, в этом животные более послушны Богу, чем многие люди.

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не укради.

А это значит:

Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему.

ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

А это значит:

Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.

ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

А это значит:

Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли или и дальше станешь катиться по наклонной плоскости вниз, куда влечет тебя желание чужого?

Желание - это семя греха. Греховный поступок - это уже урожай от посеянного и возросшего семени.

Многие говорят о том, что библия – основа морали . Так ли это? Если обратить особое внимание на «мораль» библии, то можно предположить, что в основном люди имеют в виду знаменитые 10 заповедей, ведь часто и намекают на то, что достаточно лишь жить по 10 заповедям и все будет в порядке. Как будто бы они даже важнее, чем уголовный кодекс или конституция.

Совершенно ясно, что практически никто на деле не следует 10 заповедям. Заповедь о субботе так игнорируется вообще практически всеми христианскими конфессиями, хотя по логике, конечно, все заповеди являются «священными» в равной мере.

Но все же наиболее частая «моральная» заповедь – это именно «не убий». Мол, христианство учит закону! Но что об этом говорит сама библия, практически сразу же после того, как «народ бога» узнал о заповедях?

В исходе указано:

26И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, [иди] ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины.
27И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.
28И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.

А в реальной жизни, как можно помнить по истории, христиане в целом не брезговали убийствами. Так что «мораль» тут такова: заповедь актуальна только в том случае, когда речь идет о «своих». Другие – не люди.

Хотя и «свои» - тоже условность. Ведь были же Итальянские войны, когда католики (итальянцы, испанцы и французы) уничтожали друг друга.

Поэтому если смотреть на ситуацию с точки зрения закона и «морали», то вряд ли эти заповеди вообще хоть что-нибудь дали в позитивном смысле, поскольку по факту, очевидно, их просто игнорировали. Даже в средневековье все-таки были законы, поскольку сами по себе заповеди слишком примитивны. Не удивительно поэтому, что волна религиозных убийств и беззаконность со стороны священнослужителей прекращается только тогда, когда государство начинает проводить секуляризацию (это отлично видно по примеру Венецианской республики, Англии и др. стран).

Библия и дикие законы не останавливают от убийств еретиков и нарушения законов, но фанатики в большинстве своем успокаиваются, когда им за «благочестивый поступок» грозит тюремный срок или даже смертная казнь. В ту пору, особенно в Венецианской республике, были и разговоры об «оскорблении чувств», и проклятия со стороны священного престола за бездуховность, поскольку жители, когда им разрешили, перестали участвовать в крестовых походах и совершать бессмысленные убийства. Так что нужно в первую очередь учесть, что именно секуляризация – основа современного права, по которому сейчас многие живут, а вовсе не «заповеди» рабовладельческого общества, как пытаются доказать некоторые богословы и попы.

В современном, и скорее несовременном мире тоже, не работает.

Объясняю.

Самоубийца берет полностью заряженный револьвер и стреляет себе в висок. - Явное нарушение заповеди. Русская рулетка: самоубийца заряжает шестизарядный револьвер одним патроном, прокручивает барабан, чтобы не знать в каком положении находитя патрон, приставляет к голове, нажимает курок, раздается выстрел... Или не раздается - все равно нарушение заповеди.

Автомобиль согласно правилам дорожного движения - транспортное средство повышенной опасности, что подтверждается статистикой - на дорогах России ежегодно гибнет свыше 30000 человек. Причем гибнут не только по вине водителя, но и по неосторожности пешеходов, по вине водителей других машин. Следовательно, всякий, кто управляет машиной по сути играет в русскую рулетку, имеет шанс кого-то убить, следовательно он является нарушителем заповеди. Но и пешеходы осведомлены о смертельной опасности, подстерегающей их даже при переходе дороги строго по ПДД. Следовательно и они играют в русскую рулетку, то есть самоубийцы, и нарушают заповедь. В эпидемию гриппа, которая нас всех ожидает, всегда есть смертельные случаи. Следовательно, любое общение с людьми влечет риск заражения гриппом и смерти. Значит, всякий общающийся с любым человеком - самоубийца. Ушел человек в тайгу, чтобы ни с кем не общаться, не пересекаться с автотранспортом, но и тут он оказывается самоубийцей, ведь в тайге водятся клещи, волки, медведи,..

Короче, человек везде сознательно или по глупости (что еще греховнее, ибо отягощает грех самоубийства грехом воровства у себя ума) обязанность подвергает себя смертельной опасности.

Как говорил Жванецкий: "Может в консерватории чего-то поменять?". Может прежде чем говорить о грехах, следует прочесть с комментариями первоисточник на языке оригинала, а не довольствоваться пересказами?

В Торе написано: “кто злонамеренно умертвит ближнего своего лукаво, то от жертвенника Моего бери его на смерть” (Шмот 21.14). Это право распространялось даже на священника, участвующего в богослужении. Иными словами, откровенный и наглый убийца не может найти укрытие даже у жертвенника , не может рассчитывать на то, что его преступление покроет святость Храма.

Требуя вынесения смертной казни убийце, Тора налагает на еврейский суд целый ряд ограничений и предосторожностей, чтобы исключить судебную ошибку, могущую привести к наказанию невиновного. Даже в эпоху Храма, когда судам было дано право выносить смертные приговоры, осуществить это право на практике, т.е. приговорить человека к смерти, было невероятно трудно. Санедрин (Верховный еврейский суд), вынесший всего один смертный приговор за 70 лет, назван в Талмуде «кровавым».

И сразу пометка на полях: поскольку Христос никого не убивал, то не только Первосвященник но и Санедрин просто не в состоянии были приговорить его к смерти. Поэтому христианство основано на откровенном бреде.

В Торе есть особая заповедь предотвращения убийства: «Не стой на крови своего ближнего». Среди прочего, в нее входит обязанность вовремя остановить потенциального убийцу. Тот, кто этого не делает, фактически поощряет преступление. Если можно остановить убийцу, не убивая его, то так и надо поступить. Другими словами, в этом случае его просто запрещено убивать. Но если очевидно, что «гуманные» методы не дадут результата, то необходимо идти на крайнюю меру пресечения.

Убивать разрешено также в следующих случаях. При самозащите: если кто-то покушается на вашу жизнь, вы обязаны опередить его, убить этого человека (если другого спасения нет), прежде чем он осуществит свое преступное намерение.

На человека, исполняющего приговор суда, тоже не распространяется заповедь «не убивай».

Разрешено убивать противника на войне, ибо война считается коллективной формой самозащиты.

У заповеди «не убивай» есть связь с заповедью, говорящей о почитании отца и матери. Сказано: тот, что материально обеспечен, но не помогает своим старым, нуждающимся родителям, подобен убийце. В то же время эта заповедь предостерегает нас от другой крайности: например, любящему сыну, ревниво берегущему честь и достоинство родителей, запрещено покушаться на жизнь их обидчика, а родителям нельзя требовать этой мести от своих детей.



error: Content is protected !!