Сефарды и ашкенази различия. Генетика решила все загадки истории евреев

Ашкена́зы - субэтническая группа , сформировавшаяся в Центральной Европе. Употребление этого названия для данной культурной общности зафиксировано источниками, относящимися к XIV в. Исторически бытовым языком подавляющего большинства ашкеназов был , один из диалектов старонемецкого языка, сейчас большинство пользуется языком стран проживания.

Термин происходит от слова «Ашкеназ» - семитского названия средневековой Германии, воспринимавшейся как место расселения потомков Аскеназа, внука Иафета. По состоянию на конец XX в., ашкеназы составляют большую часть (около 80%) евреев мира, их доля среди евреев США ещё выше. Однако в Израиле они составляют лишь около ½ еврейского населения.

Традиционно противопоставляются сефардам - субэтнической группе евреев, оформившейся в средневековой Испании.

Исторически основным разговорным языком ашкеназских евреев служил ; один из диалектов старонемецкого языка, сейчас большинство пользуется языком стран проживания.

Происхождение и история

Рейнская теория

Поскольку ашкеназы - это германоязычные европейские евреи, то их историю принято начинать с появления евреев на берегах Рейна, который в Античности служил границей между Римом и германскими племенами. Приход евреев на эти земли связан с расширением Римской империи, поглотившей в I в. . Еврейские общины широко распространились по городам Империи. Уже в I в. еврейские общины появились к северу от Альп в Галлии. В 321 г. в Кёльне существовала еврейская община. Однако эта группа евреев скорее была романиотами и ещё не могла считаться настоящими ашкеназами, поскольку идиш к тому времени ещё не сформировался, а разговорным языком Империи была латынь. Возможно эта группа евреев была изгнана из Франции (Галлии) королем Дагобертом в VII в.

В 801 г. упоминается имя Ицхака, жившего в столице Франкского государства городе Ахен. Его называют «праотцом ашкеназских евреев». Карл Великий поручает ему организацию посольства к арабскому халифу Харуну аль-Рашиду. Очевидно, это успешное предприятие способствовало тому, что уже к 960 г. ашкеназийские общины уже глубоко укоренились по берегам Рейна. История сохранила имя раввина Майнца тех лет - Гершом бен Иегуда, которому приписывают запрет полигамии. В Германии создаются многие центры иудаизма (Вормс, Шпайер, Страсбург) и основным бытовым языком общения у иудеев становится германский (идиш). В составе Священной Римской империи германской нации германоязычные иудеи культурно и лингвистически ассимилируют миграционный поток итальянских иудеев, живших со времён Римской республики на Апеннинском полуострове.

В эпоху Крестовых походов (c XI в.) начинается рост напряженности между евреями и местным населением, подогреваемый распространением кровавого навета. В XIII в. евреям предписывается носить отличительные знаки (желтую шестиконечную ) и селиться в определенных местах (гетто). Кое-где они изгоняются из страны. Так, евреи были изгнаны из Англии в 1290 г. Среди известных лидеров ашкеназов этого периода называется Меир из Ротенбурга.

Хазарская теория

Существует и иной взгляд на происхождение ашкеназов. Есть спорная теория, утверждающая, что ашкеназы - потомки исповедующих иудаизм жителей Хазарии, мигрировавших в Западную Европу в X в. после разгрома Хазарии. Восточноевропейские еврейские общины действительно ассимилировали некоторое количество потомков хазар - тюркоязычного кочевого народа смешанного происхождения, не имеющего существенных еврейских корней. Однако хазарская теория утверждает, что потомки хазар составили саму основу ашкеназов. Таким образом, рейнская и хазарская теории спорят о направлениях миграции предков ашкеназов и о том, кто кого ассимилировал: европейские евреи немногочисленных мигрантов с востока или, напротив, потомки жителей Хазарии, двигаясь на запад - немногочисленных евреев восточной и центральной Европы.

Данная теория имеет как сторонников, так и противников. Теория дает повод подвергнуть сомнению историческую связь евреев с Палестиной, так как, согласно этой теории, предки подавляющего большинства современных евреев имеют очень малое или не имеют вообще никакого отношения к . С другой стороны, теория позволяет утверждать, что ашкеназы, как наследники хазар, являются вполне коренным, а не пришлым, народом России или Украины.

Рихард Андре (1835–1912) , Public Domain

Опубликованные в 2010 г. в ряде научных журналов, в том числе в авторитетном Nature , результаты генетических исследований утверждают, что полный вклад хазар в восточноевропейское еврейство менее 12,5%. Отрицание хазарской гипотезы опирается также на демографические и иные аргументы. В частности, указывается, что в идиш практически отсутствуют слова тюркоязычного происхождения, что, по мнению исследователей, показывает отсутствие влияния хазар на этногенез ашкеназов. 70% процентов лексики идиш - средненемецкие диалекты, 20% - древневрейский и 10% - славянизмы. Это вполне соответствует рейнской теории, но совершенно необъяснимо по хазарской.

Напротив, в январе 2013 г. были опубликованы результаты исследования более полумиллиона однонуклеотидных мутаций, выявленных в геномах 1237 человек, представляющих как еврейское население Восточной Европы, так и кавказские, малоазийские и ближневосточные этносы. Результаты исследований, проведенных Эраном Элхаиком, были опубликованы в Genome Biology and Evolution. Согласно публикации, исследования показали, что большая часть евреев Центральной и Восточной Европы ведет свое происхождение от потомков еврейского населения Хазарского каганата, переселявшихся туда в V-XII в. с территорий Ближнего Востока и Междуречья и мигрировавших на запад в Х-XIV вв. по мере распада каганата. Эран Элхаик утверждает, что именно выходцы из Хазарии, а не евреи рейнских общин, явились основой при формировании субэтнической группы ашкеназов.

Польская родина

В XIII в. невыносимые условия жизни для евреев в Западной Европе контрастировали с благожелательностью к ним польских королей. Первая грамота, защищающая права евреев на территории Польши, была подписана королем Болеславом в 1264 г. Привилегии евреев были расширены королем Казимиром III. Относительно «тепличные» условия привели к тому, что ашкеназы на некоторое время почувствовали себя в Польше как дома. Численность евреев росла и они образовывали общины не только в крупных торговых центрах страны, но и в небольших «местечках» на востоке страны, где они служили своеобразной прослойкой между польской шляхтой и местным православным населением. К XVI в. численность евреев в Польше составляла 80% евреев всего мира) и возникла потребность в координации действий отдельных общин: появились кагалы и главные . В это время строятся каменные в Гродно (Большая хоральная синагога) и Львове (Золотая Роза). В Кракове рождается великий иудейский богослов Махарша.

В XVII в., разгорелся острый национально-экономический конфликт, подогреваемый политическими интересами соседей. Восстание Хмельницкого привело к возникновению ашкеназийской диаспоры в Османской империи и Западной Европе. Также это усилило мистические настроения среди евреев и привело к зарождению хасидизма, центрами которого стали Белз, Бердичев, Брацлав, Любавичи, Меджибож и Чернобыль. Основателем хасидизма считается Баал-Шемтов.

В XVIII в. во Львове появилась первая синагога Бейт Хасидим. Центром сопротивления хасидизму на основе сохранения традиционного иудаизма стали еврейские общины Литвы (), а Вильнюс благодаря деятельности Виленского Гаона получил даже прозвище литовского Иерусалима.

К этому времени большинство западноевропейских стран либо представляли собой «свободные от евреев» земли, как Франция, либо населялись сефардами, как Нидерланды и Англия. Маленькие общины в германских городах влачили жалкое существование от изгнания до изгнания и численно значительно уступали восточным. Депопуляция Германии после Тридцатилетней войны открыла польским ашкеназам дорогу на запад.

Тем не менее, численность евреев на территории Польши продолжала расти и к 1831 г. превысила 430 тыс. человек, а к началу XX в. достигла отметки в 1,.7 млн человек. Свыше 90% евреев проживало в городах и принимало активное участие в предпринимательской деятельности.

Непоправимый удар по еврейству в Польше нанесли немецкие оккупационные власти в годы Второй мировой войны. Численность польских евреев сократилась за годы войны с 3 млн до 380 тыс. человек

Современная история

Разделы Речи Посполитой и эпоха Просвещения в XVIII в. привели к тому, что Западная Европа вновь обрела привлекательность в глазах ашкеназов. В Германии отношение к евреям смягчается и появляется феномен Хаскала (еврейского просвещения), инициированного Мозесом Мендельсоном. Демографический и экономический напор, который оказывали евреи на раздираемые противоречиями раннего капитализма государства Европы, породили новый кризис. Выражением этого кризиса стали политический антисемитизм и массовая эмиграция ашкеназов в Новый Свет, в том числе из России, где до начала XX в. существовала черта оседлости и под чью власть евреи попали после разделов Польши. Самым известным российским городом со значительным еврейским населением была Одесса.

Национальное движение XIX в., привели к появлению сионизма, основателем которого был . В 1897 г. в Базеле собирается , который провозгласил курс на создание национального еврейского государства на территории исторической родины в .

Притеснения евреев в Российской империи и массовые еврейские погромы подтолкнули евреев к активному участию в революционном движении и эмиграции. В период революции и гражданской войны антиеврейское насилие на территории бывшей Российской империи достигло пика. Суммарная еврейская эмиграция из России за период 1880-1928 гг. составила 2,265 млн. человек.

В Европе в конце XIX в. в результате синтеза ряда антисемитских школ возник расовый антисемитизм. Он стал идеологией ряда крайне правых партий, в том числе пришедшей в 1933 г. году к власти в Германии НСДАП во главе с Адольфом Гитлером. В период Второй мировой войны в ходе так называемого «окончательного решения еврейского вопроса» нацисты уничтожили миллионы евреев Европы.

После войны ашкеназы инициировали создание государства Израиль в 1948 г., на основе которого стала формироваться нация израильтян. Тем не менее, некоторые ашкенази сохраняют свое своеобразие и в Израиле.

Так было не в одной Голландии.

Хорошо известны факты существования во многих восточноевропейских городах двух разных еврейских общин. Сефардские и ашкеназийские общины веками существовали параллельно, не смешиваясь в Амстердаме, Бухаресте, Крыму, Иерусалиме и Нью-Йорке. Да и в се­годняшнем Израиле далеко до гармонии между ними.

Во Львове с XIV века бок о бок жили две еврейские общины: выходцы из Киевской Руси и, вероятно, Ви­зантии, поселившиеся в районе улиц Сербской, Русской и Старожидовской. А рядом жила община выходцев из западнославянских и восточногерманских земель, посе­лившихся в Краковском предместье.

Обе общины имели свои синагоги и свое самоуправ­ление. Их представители даже избегали родниться друг с другом. Единственное место, где все львовские иудеи встречались, было еврейское кладбище, общее для всех. Лишь в середине XVIII века обе общины окончательно сли­лись. Да и то не по собственному желанию: австрийские власти в 1765 году решили признавать лишь представите­лей единых еврейских общин. Волей-неволей пришлось евреям объединяться...

"РАСА И МИФ"

Евреи нашего времени делятся на две главные категории: сефарды и ашкенази.

Сефардами называют потомков евреев, живших в Испании ("сефарад"

по-древнееврейски) с античных времен до конца XV в., когда они, будучи

изгнанными, расселились по странам Средиземноморья, на Балканах и, в меньшей

степени, по Западной Европе. Они говорили на испанско-еврейском наречии

"ладино" (см VII, 3) и сохраняли собственные традиции и религиозные обряды.

В 60-е годы нашего века число сефардов оценивалось в 500 тысяч человек.

Ашкенази в это же время насчитывалось более 11 миллионов В просторечии

понятие "еврей" практически сипонимично понятию "еврей-ашкенази". Правда,

сам этот термин обманчив, поскольку еврейское слово "ашкеназ" обозначало в

средневековой раввинской литературе Германию, что тоже работало на легенду,

будто современное еврейство вышло из долины Рейна. Однако другого термина

для не-сефардского большинства современного еврейства не существует.

Заметим для интереса, что в Библии словом "ашкеназ" назван народ,

живший где-то неподалеку от горы Арарат, в Армении. Имя это звучит дважды

(Бытие, 10:3 и Паралипоменон, 1:6), обозначая одного из сынов Гомера,

потомка Яфета. Ашкеназ был также братом Тогармы (и племянником Магога),

которого хазары, по утверждению кагана Иосифа, считали своим предком (см

выше, II, 5). Но самое неожиданное еще впереди. В книге пророка Иеремии

(51:27) сам пророк призывает свой народ и его союзников подняться и

разрушить Вавилон. "Созовите на него царства Араратские, Мининские и

Ашкеназские". Знаменитый Саадия Гаон, духовный лидер восточного еврейства Х

в., объявил этот отрывок пророчеством, относящимся к его времени: Вавилон

символизировал Багдадский халифат, а ашкеназами, которые должны на него

обрушиться, были либо сами хазары, либо какое-то союзное с ними племя. А. Н.

Поляк считает (94), что образованные хазарские иудеи, отправившиеся на

поселение в Польшу, прослышав про хитроумные построения Гаона, могли назвать

себя "ашкенази". Это ровным счетом ничего не доказывает, но сумятицу

усугубляет.

Подытоживая давний и горький спор в одном емком высказывании, Рафаэл

Патаи писал*:

* Enc. Brit., ed. 1973; т. XII, р. 1054

"Данные физической антропологии показывают, что, вопреки

распространенному мнению, никакой еврейской расы не существует.

Антропологические измерения групп евреев в разных частях мира доказывают,

что они сильно отличаются друг от друга по всем существенным характеристикам

облика и сложения: ростом, весом, цветом кожи, формой черепа, строением

лица, группами крови и т.д."

Ныне на этой позиции дружно стоят и антропологи, и историки. Более

того, все они согласны, что сопоставления формы черепа, группы крови и проч.

демонстрируют больше сходства между евреями и неевреями, среди которых они

живут, чем между евреями из разных стран.

Однако, как ни парадоксально, укоренившееся мнение, что евреев, или по

крайней мере некоторые еврейские типы, можно мгновенно распознать, нельзя

просто так отвергнуть, ведь его правоту как будто доказывает наш

каждодневный опыт. Данные антропологии явно расходятся с обывательской

практикой.

Однако, прежде чем пытаться устранить столь явное противоречие, полезно

внимательнее разобраться с данными, на основании которых антропологи

отказывают еврейской национальности в праве на существование. Для начала

обратимся к прекрасным брошюрам ЮНЕСКО "Расовый вопрос в современной науке".

заключение (курсив его):

"Вопреки укоренившимся представлениям, еврейский народ расово

разнороден; его постоянные миграции и контакты - добровольные и нет - с

самыми разными нациями и народами привели к такому широкому скрещиванию, что

так называемый народ Израиля может давать примеры черт, типичных для любого

народа. Для доказательства достаточно сравнить румяного, коренастого,

плотного роттердамского еврея с его единоверцем, скажем, из Салоник:

блестящие глаза, болезненное лицо, нервные черты. То есть на основании

имеющихся сведений можно утверждать, что евреи как таковые демонстрируют

такое же морфологическое разнообразие, как представители любых двух народов,

если сопоставлять их между собой" (30; 31-32).

А теперь перейдем к физическим характеристикам, используемым

антропологами в роли критериев и послужившим Комасу основой для выводов.

Одним из простейших критериев - и, как выясняется, самых наивных -

является рост. В "Расах Европы", монументальном труде, изданном в 1900 г.,

Уильям Риплей писал: "Все европейские евреи мелки, более того, они чаще

всего абсолютно чахлы" (101; 377). В то время он был до некоторой степени

прав, да и с обильной статистикой, которую он приводит в доказательство

своего вывода, не поспоришь. Однако даже ему хватило ума оговориться, что

недостаток роста может быть вызван факторами среды (101; 378 и далее).

антропологическое исследование такого рода на английском языке. В нем был

приведен удивительный факт: дети восточноевропейских евреев, иммигрировавших

в США, достигали среднего роста 167,9 см, тогда как средний рост их

родителей равнялся 164,2 см, то есть за одно-единственное поколение прирост

составил почти дюйм!(39; 37) С тех пор все имели возможность убедиться, что

потомки иммигрантов - будь то евреи, итальянцы, японцы - вырастают гораздо

выше своих родителей благодаря, несомненно, более качественному питанию и

другим факторам окружающей среды.

Польше, Австрии, Румынии, Венгрии и в других местах. И снова удивительный

результат. Обнаружилось, что рост евреев колеблется точно так же, как рост

нееврейского населения, среди которого они живут. Если местное население

выше, они тоже выше, и наоборот. Даже внутри одной страны и еще уже, одного

города (Варшавы) рост и евреев, и католиков, как оказалось, сильно зависел

от зажиточности района (39; гл. II). Все это не означает, что на рост не

влияет наследственность, однако ее перекрывает и модифицирует влияние среды,

поэтому на роль критерия расы рост не годится.

Займемся замерами черепов - некогда очень модным занятием среди

антропологов, ныне перешедшим в разряд устаревших. И снова мы сталкиваемся

со знакомым заключением: "Сравнение формы черепов у еврейского и

нееврейского населения различных стран выявляет близкое сходство между

евреями и неевреями во многих странах, тогда как при сравнении формы черепов

у евреев из разных стран обнаруживаются большие расхождения. Напрашивается

вывод, что этот параметр также указывает на большое разнообразие среди

евреев" (90).

Кстати, это разнообразие наиболее заметно при сравнении евреев-сефардов

и ашкенази. В целом, сефарды - долихоцефалы (обладают длинным черепом), а

ашкенази брахицефалы (широкий череп). Кучера усмотрел в этом различии еще

одно доказательство разного расового происхождения хазар-ашкенази и

семитов-сефардов. Однако чуть выше мы убедились, что коротко- и

длинноголовость соответствует изменению этого показателя у аборигенной

нации, а это до некоторой степени обесценивает данный аргумент.

Статистика, касающаяся других черт облика, тоже говорит против расового

единообразия. Обычно евреи темноволосы и кареглазы. Но насколько обычна эта

"обычность", когда, по данным Комаса, 49% польских евреев светловолосы (30;

30), а 54% школьников-евреев в Австрии голубоглазы? (39; 63). Правда, Вирхов

(39; 63) насчитал в Германии "всего" 32% блондинов среди школьников-евреев,

тогда как среди немцев доля блондинов была выше. Но это всего лишь

доказывает неабсолютность ковариации, чего и следовало ожидать.

Самый сильный на сегодняшний день аргумент - классификация групп крови.

В последнее время этим много занимаются, но мы ограничимся одним примером,

где используется особенно чуткий индикатор. По словам Патаи, "что касается

типа крови, евреи сильно различаются между собой и сильно зависят от

расового окружения. Для выражения этой зависимости удобно воспользоваться

"биохимическим индексом" Хиршфельда "(А+АВ)/(В+АВ)". Вот наиболее типичные

примеры: евреи в Германии: 2,74; неевреи в Германии: 2,63. Евреи в Румынии:

1,54; неевреи в Румынии: 1,55. Евреи в Польше: 1,94; неевреи в Польше: 1,55.

Евреи в Марокко: 1,63; неевреи в Марокко: 1,63. Евреи в Ираке; 1,22; неевреи

в Ираке: 1,37. Евреи в Турции: 0,97; неевреи в Турции: 0,99" (90; 1054).

Ситуацию можно выразить двумя математическими формулами:

1. Ga-Ia < Ga-Iв

2. Ga-Iв " Iа-Iв

В самом общем виде разница в антропологических критериях между

неевреями (Ga) и евреями (Ia) в данной стране (a) меньше, чем разница между

евреями в разных странах ("a" и "в"); а разница между неевреями в странах

"а" и "в" схожа с разницей между евреями в "а" и "в".

Полезно закончить эту главку еще одной цитатой - из брошюры Гарри

Шапиро "Еврейский народ: биологическая история" (ЮНЕСКО) (108; 74-75):

"Большие различия между еврейским населением в особенностях облика и

генетическом составе их крови делают любую их единую расовую классификацию

терминологически противоречивой. Хотя современная расовая теория допускает

некоторую степень полиморфизма или вариаций внутри расовой группы, она не

допускает сведения различных, согласно расовым критериям, групп в одну расу.

Если все же сделать это, то расовая классификация для биологических целей

станет бессмысленной, а вся процедура произвольной и бесцельной. К

сожалению, эта тема редко поднимается в полном отрыве от небиологических

соображений, и вопреки очевидности продолжаются попытки каким-то образом

выделить евреев в отдельную национальную общность".

Как же сложился этот двойной феномен - разнообразие физических черт и

сходство с доминирующим этносом? У генетиков ответ готов, дело в расовом

смешении в сочетании с селективным давлением.

"В антропологии евреев, - пишет Фишберг, - главнейший вопрос -

представляют ли они собой настоящий народ, подвергнувшийся в большей или

меньшей степени влияниям среды, или религиозную секту, состоящую из

различных расовых элементов, набранных в результате обращения не-евреев в

иудаизм и смешанных браков в процессе миграции в разные районы мира?" Далее

он не оставляет читателю никакой возможности для сомнения относительно

ответа (39, 181):

"Начиная с библейских времен, с самых начал образования племени

Израилева они уже состояли из различных расовых элементов... В Малой Азии,

Сирии и Палестине жили в те времена различные народы, амориты, рослые

блондины-долихоцефалы; смуглые хетты, состоявшие, возможно, в родстве с

монголами, негроиды-кушиты и многие другие. С ними древние евреи

смешивались, как явствует из многих текстов в Библии".

богов", неразборчивых израильтян это не отпугивало, к тому же дурной пример

подавали сами вожди. Первый патриарх Авраам сожительствовал с египтянкой

Агарью, Иосиф взял в жены Асенефу, которая была не только египтянкой, но и

дочерью жреца; Моисей женился на мадианитянке Сепфоре; Самсон, герой

еврейского народа, был филистимлянином; мать царя Давида была моавитянкой, а

сам он женился на принцессе Гессурской; а что касается царя Соломона, сына

хеттеянки, то о нем в библии сказано следующее: "И полюбил царь Соломон

многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок,

Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок" (3-я Цар., 11:1) Этой

"скандальной хронике" нет конца. Библия не оставляет сомнений, что примеру

царей следовали все, кому не лень. К тому же библейский запрет брать в жены

неевреек не распространялся на женщин, захваченных в ходе военных действий,

А таких хватало. Вавилонское пленение тоже не способствовало расовой

чистоте: даже выходцы из священнического сословия женились на нееврейках.

Коротко говоря, к началу Рассеяния израильтяне уже представляли из себя

общность, состоящую из различных расовых элементов. То же самое относится,

конечно, к большинству наций, о чем было бы даже излишне упоминать, если бы

не живучий миф о Библейском Племени, сохранившем в веках расовую чистоту.

Другим важным источником межнационального скрещивания было большое

количество людей разных национальностей, обращенных в иудаизм.

Доказательствами активного прозелитизма евреев древних времен могут служить

чернокожие абиссинские фалаша, китайские евреи, внешне неотличимые от

китайцев, очень смуглые йеменские евреи, иудаисты среди кочевых берберских

племен Сахары, очень похожие на туарегов, не говоря уже о тех, с кого мы

начали, - о хазарах.

Ближе к дому, в Римской империи, евреи особенно активно занимались

пропагандой своей религии в период между крахом еврейского государства и

взлетом христианства. В иудаизм были обращены многие патрицианские семьи

Италии и, например, царский род, правивший в провинции Адиабене. Филон

говорит о многочисленных обращенных на Крите, Иосиф Флавий - о большом

проценте иудеев среди населения Антиохии, апостол Павел встречал прозелитов

практически повсюду от Афин до Малой Азии. "Повышенное внимание к

прозелитизму, - писал еврейский историк Т. Рейнах (цит. по: 39; 186-187), -

было одной из отличительных черт иудаизма в греко-римскую эпоху. Ни до того,

ни после иудаизм не проявлял этой своей черты... Не подлежит сомнению, что

таким способом число иудеев за два-два с половиной века сильно возросло.

Огромный прирост числа евреев в Египте, на Кипре и в Киренаике не мог

произойти без участия неевреев по крови. Прозелитизм распространялся и на

высшие, и на низшие слои общества".

Подъем христианства замедлил смешение наций, а гетто временно положило

ему конец, но до XVI в., когда законы о гетто стали ревностно исполняться,

процесс продолжал идти. Об этом свидетельствуют непрерывно принимавшиеся

церковные запреты на смешанные браки Толедским Собором в 589 г., Римским

Собором в 743 г., первым и вторым Латеранскими соборами в 1123 и 1139 гг.,

эдикт венгерского короля Ладислава II 1092 г. Все эти запреты были

недостаточно эффективны, о чем говорит, например, доклад венгерского

архиепископа Роберта фон Грайна папе в 1229 г. с жалобами, что многие

христианки выходят замуж за евреев, так что за несколько лет "многие тысячи

христианок" были утрачены Церковью (39; 189 прим. 2).

Единственным радикальным средством были стены гетто. Когда они

обрушивались, смешанные браки возобновлялись. Их количество так нарастало,

что в Германии в 1921-1925 гг. из каждых 100 браков с участием евреев 42

были смешанными (30; 31).

Что касается сефардов, или "настоящих" евреев, то их более чем

тысячелетнее пребывание в Испании оставило неизгладимый след и на них самих,

и на коренных жителях. Арнольд Тойнби писал:

"Есть все основания полагать, что в Испании и Португалии доля еврейской

крови в значительной степени присутствует в крови сегодняшних иберийцев,

особенно среднего и высшего сословия. Однако даже самой изощренный

психоаналитик не сумел бы определить, у кого из них есть далекие

предки-евреи" (113; 138).

Процесс был двояким. После массовых убийств 1391 и 1411 гг.,

прокатившихся по полуострову, более 100 тыс. евреев - по умеренным оценкам -

решили окреститься. Однако немалое число этих выкрестов продолжали тайно

исповедовать иудаизм. Эти законспирированные иудеи, мараны, процветали,

дорастали до высоких постов при дворе и в церковной иерархии, заключали

браки с аристократами. После изгнания всех упорствующих иудеев из Испании

(1492 г.) и из Португалии (1497 г.) на маранов стали поглядывать со все

большим подозрением, многих из них сожгли на кострах Инквизиции, а большая

часть эмигрировала в XVI в. в страны Средиземноморья, Голландию, Англию и

Францию. Оказавшись в безопасности, эти люди вернулись к открытому

исповеданию своей веры и образовали совместно с изгнанниками 1492-1497 гг.

новые сефардские общины.

Таким образом, замечание Тойнби о смешанном происхождении высших слоев

испанского общества также применимо, с надлежащими оговорками, к сефардским

общинам Западной Европы. Родители Спинозы были португальскими маранами,

перебравшимися в Амстердам. Старые еврейские семьи Англии (приехавшие туда

задолго до наплыва с Востока в XIX в.) - Монтефьоре, Лузада, Монтэгю,

Авигдоры, Сутросы, Сассуны и др. - являются производными иберийского

"плавильного котла" и не могут претендовать на большую национальную чистоту,

чем ашкеназы или евреи с фамилиями Дэвис, Харрис, Филлипс или Харт.

Прискорбным, но распространенным способом гибридизации было

изнасилование. Это тоже долгая история, уходящая корнями в Палестину. Есть

предание о некоем Иуде бен Эзекиале, который противился женитьбе сына на

женщине, не происходящей от "семени Авраамова", на что его друг Улла

заметил: "Откуда нам самим знать, что мы не происходим от язычников,

насиловавших дочерей Сиона при осаде Иерусалима?" (50; III; 213) Насилие и

грабеж (размеры последнего часто определялись заранее) считались

естественным правом победившей армии.

Существует древняя традиция, зафиксированная Грецем, считать началом

самых ранних еврейских поселений в Германии эпизод, перекликающийся с

похищением сабинянок. Якобы воины из германского племени, сражавшиеся в

составе римских легионов в Палестине, "выбрали из множества плененных евреек

самых красивых, привезли их в свои лагеря на берегах Рейна и Майна и

принудили исполнять свои желания. Дети от еврейских и германских родителей

были воспитаны матерями в иудейской вере, поскольку отцам не было до них

дела. Именно эти дети и стали будто бы основателями первых еврейских общин

между Вормсом и Майнцем" (50; III; 40-41).

В Восточной Европе изнасилование было еще более частым явлением. Снова

процитируем Фишберга:

"Такой насильственный прилив нееврейской крови в жилы народа Израилева

был особенно частым в славянских странах. Одним из излюбленных способов,

который применяли казаки для вытряхивания из евреев денег, заключался в

захвате большого количества пленных: не было сомнения, что евреи их выкупят.

Само собой, эти полудикари насиловали захваченных женщин. "Совет Четырех

Земель", собиравшийся зимой 1650 г., был вынужден принять во внимание

положение несчастных женщин и детей, родившихся у них в казацком пленении, и

таким образом восстановить порядок в семейной и общественной жизни евреев.

Насилие над еврейками повторялось в России при погромах 1903-1905 гг." (39;

Но парадокс остается парадоксом: многие, не являясь ни расистами, ни

антисемитами, убеждены, тем не менее, что способны с первого взгляда

распознать еврея. Как это у них получается, если евреи, как это утверждает

история и антропология настолько перемешанная публика?

Частично, по-моему, на этот вопрос ответил в 1883 г. Эрнест Ренан:

"Существует не один, а несколько еврейских типов" (100; 24). Еврейский тип,

распознаваемый "с первого взгляда", - это всего лишь один тип среди многих.

Однако к этому типу принадлежит лишь небольшая доля от четырнадцати

миллионов евреев, причем люди, отвечающие характеристикам этого типа, далеко

не всегда евреи. Одна из наиболее выдающихся - в прямом и переносном смысле

Черт, характеризующих этот пресловутый тип, - нос, называемый то

семитским, то орлиным, то крючковатым. Но, как ни удивительно, среди 2836

евреев Нью-Йорка Фишберг насчитал всего 14 процентов (один человек из семи)

с носом крючком, у 57% носы оказались прямые, у 20% - курносые, а у 6,55% -

"плоские и широкие" (39, 79).

Другие антропологи получили схожие результаты по "семитским" носам в

каковыми являются чистокровные бедуины, такой нос вообще не встречается (39,

83). Зато "он очень часто бывает у выходцев из различных кавказских племен и

из Малой Азии. У аборигенных народов региона - армян, грузин, осетин,

лезгин, айсоров, а также у сирийцев орлиный нос встречается сплошь и рядом.

Среди жителей-стран европейского Средиземноморья - греков, итальянцев,

французов, испанцев и португальцев - орлиноносые попадаются чаще, чем среди

евреев Восточной Европы. Об индейцах Северной Америки часто говорят, что у

них "еврейские носы" (39, 83).

Так что только нос - не очень надежный инструмент идентификации. Только

у меньшинства - у определенного еврейского типа - нос загнутый, как у многих

других этнических групп. Однако интуиция подсказывает, что антропологическая

статистика может заблуждаться. Хитроумный способ решения проблемы предложили

Беддоу и Якобс, установившие, что "еврейский нос" не обязательно должен быть

загнутым в профиль и может создавать впечатление "крючка" из-за своеобразной

формы крыльев носа и ноздрей.

Чтобы доказать, что иллюзию клюва создают ноздри, Якобс предлагает

читателю "нарисовать цифру 6 с длинным хвостиком (рис. 1), а потом убрать

закорючку (рис. 2) - и "еврейство" почти полностью исчезает. Если провести

нижнюю часть горизонтально (рис. 3), то оно исчезнет совсем. Рипли, цитируя

Якобса, комментирует: "Показательная трансформация! Еврей на глазах

превратился в римлянина. Что же мы доказали? Что явление "еврейский нос"

существует, хотя и не потому, почему мы склонны называть его "еврейским"

(критерии крючковатости)" (101; 395).

Существует? На рисунке 1 может красоваться нос итальянца, грека,

испанца, армянина, краснокожего индейца. Мы заключаем, что это еврей, а не

индеец, армянин и др., по другим чертам, включая выражение лица, поведение,

одежду. Это не психологический анализ, а, скорее, психологический феномен -

восприятие сразу всей конфигурации.

Аналогичные соображения применимы к любой черте облика, считающейся

типично еврейской: чувственным губам, темным (курчавым, вьющимся) волосам,

меланхолии, хитрости, выпуклым (раскосым) глазам и так далее. По отдельности

все это может принадлежать представителям самых разных народов; но вместе,

как фоторобот, складывается в прототип - или, повторим, один из существующих

типов евреев - восточноевропейский, тот самый, с которым мы лучше всего

знакомы. Однако наш фоторобот не позволит опознать евреев других типов,

например, сефардов (включая их сильно англизированных потомков в Британии),

славянский тип из Восточной Европы, светловолосый тевтонский, раскосый

монголоидный, курчавый негроидный тип евреев.

Более того, даже этот ограниченный прототип не всегда узнаваем. Набор

игры "веришь - не веришь" , если закрыть надпись, указывающую, кто изображен

Еврей или нееврей. В такую же игру можно поиграть, сидя на террасе кафе

где-нибудь на берегу Средиземного моря. Полного удовлетворения такая забава,

правда, не доставит, потому что мы не смогли бы спросить у объекта

эксперимента, какую религию он исповедует; но если играть в компании, то

вердикты наблюдателей будут на диво разнообразны. Немалую роль играет

внушаемость. "Ты знаешь, что Гарольд - еврей?" - "Нет, но теперь, когда ты

сказал, я, конечно, это замечаю..." "Вам известно, что в том (или ином)

королевском роду есть примесь еврейской крови?" - "Нет, но теперь,

конечно..." В книге Хатчинсона "Человеческие расы" есть изображение трех

гейш с подписью: "Японки с еврейским обликом". Стоит это прочесть, как

появляется мысль: "Разумеется! Как я мог этого не замечать?" Немного поиграв

в эту игру, вы начнете повсюду замечать еврейские - или хазарские - черты.

Неразбериху усугубляет то, что исключительно трудно отделить

наследственные характеристики от характеристик, привносимых социальной

средой и другими внешним факторами. Мы уже затрагивали эту проблему, когда

обсуждали рост и телосложение как возможный расовый критерий; однако влияние

социальных факторов на черты лица, поведение, речь, жестикуляцию, одежду

тоже неминуемо сказывается на сборном фотороботе еврея. Одежда (плюс

прическа) - наиболее очевидный из этих факторов. Представьте кого угодно с

пейсами, в ермолке, в широкополой черной шляпе и в черном кафтане - и вы

мгновенно узнаете ортодоксального еврея, какой бы ни была форма его ноздрей.

Существуют и менее точные индикаторы некоторых типов евреев разных

жестикуляцией, поведением в обществе.

Отвлечемся для короткого отдыха от евреев и послушаем французского

распознают англичанина. Мишель Лейрис не только известный писатель, но и

один из руководителей Национального центра научных исследований и Музея

человека:

"Абсурдно говорить об английской "расе" и даже считать англичанина

представителем "нордической" расы. История учит, что англичане, подобно всем

европейцам, стали тем, что они есть сегодня, благодаря "вкладам" различных

народов. Англия - кельтская страна, которую по очереди, волнами колонизовали

саксы, датчане, норманны из Франции, внесли кое-какой вклад и римляне

начиная с эпохи Юлия Цезаря. Более того, пусть англичанина и можно

распознать по его одежде и даже поведению, совершенно немыслимо сделать

вывод, что перед вами англичанин, только по его внешности. Среди англичан,

как и среди других европейцев, есть блондины и брюнеты, высокие и коротышки,

долихоцефалы и брахицефалы. Иногда утверждают, что англичанина легко

идентифицировать по некоторым внешним свойствам, которые придают ему

неповторимый облик сдержанности в жестах (в отличие от бурно жестикулирующих

южан), походке и выражению лица, формирующих совместно то, что принято

называть не очень ясным термином "флегматичность". Однако любой, кому якобы

легко дается такая идентификация, очень часто попадает впросак, поскольку

далеко не все англичане обладают этими свойствами, и даже если эти

характеристики описывают "типичного англичанина", то их все равно нельзя

скорее, к поведению и, будучи привычками, определяются социальными условиями

и принадлежат к сфере культуры, а не природы. Более того, даже названные

небрежно "чертами", они типизируют не всю нацию, а отдельную социальную

группу внутри нее и потому не могут быть включены в число параметров,

описывающих весь народ" (76; 11-12).

Однако, говоря, что выражение лица относится не к облику, а к

поведению, Лейрис как будто упускает из виду то обстоятельство, что

поведение может влиять на облик человека и, таким образом, ставить на него

свою печать. Достаточно вспомнить типичные черты стареющих бездарных

актеров, священников, давших обет безбрачия, профессиональных военных,

заключенных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, крестьян и т.д.

Образ жизни влияет не только на выражение лица, но и на физические элементы

внешнего облика, создавая ложное впечатление, что это - наследственные или

"национальные" черты*.

* Эмерсон в своем эссе "Английские черты" писал: "Каждой религиозной

секте присуща своя физиономия. Она своя у методистов, своя у квакеров, своя

у монахинь. Англичанин сумеет распознать по манерам протестантадиссентера.

Ремесла и профессии чертят на лицах свои борозды".

свои частые встречи во время посещений США с друзьями молодости,

эмигрировавшими из Восточной Европы еще до Второй мировой войны, с которыми

мы не виделись лет по тридцать-сорок. Всякий раз я удивлялся тому, что они

не только одеваются и говорят, едят и ведут себя по-американски, но и

приобрели американские физиономии. Не могу толком описать эту перемену.

Разве что это какое-то увеличение нижней челюсти, особое выражение глаз,

нечто вокруг глаз... (3накомый антрополог объяснил первое необходимостью

много работать челюстными мышцами при американском произношении, а взгляд -

бешеной гонкой за успехом и вызванной ею предрасположенностью к язве

двенадцатиперстной кишки). Я был рад тому, что это не фокусы моего

собственного воображения, ибо Фишберг еще в 1910 г. делился похожими

наблюдениями: "...Выражение лица легко меняется под воздействием социальной

среды. Я заметил эту стремительную перемену в людях, иммигрировавших в

США... Новизна физиономии особенно заметна, когда кто-то из них возвращается

на родину. Этот факт - прекрасное доказательство того, что социальные

условия человеческого существования оказывают глубокое влияние на его

внешний облик" (39; 513).

Пресловутый "плавильный котел" выплавляет, видимо, особую американскую

физиономию - более-менее стандартный фенотип, вырастающий на базе

разнообразнейших генотипов. Даже чистокровные китайцы и японцы, живя в США,

попадают до некоторой степени под влияние этого процесса. Во всяком случае,

американца часто можно узнать "с первого взгляда", невзирая на его одежду,

речь, даже корни - итальянские, польские, немецкие.

Рассуждая о биологической и социальной наследственности у евреев,

невозможно не заметить лежащую на них мрачную тень гетто. Евреи Европы,

Америки, даже Северной Африки - дети гетто: четыре-пять поколений - не срок,

чтобы избавиться от этого кошмарного гнета. Повсюду в мире стены гетто

создавали примерно одинаковую среду и на протяжении нескольких столетий

оказывали на людей одно и то же формирующее, вернее, деформирующее влияние.

С точки зрения генетики различаются три главных тенденции: инбридинг,

случайное распространение генетических мутаций в популяции, селекция.

Инбридинг (близкородственное скрещивание) в разные периоды играл,

видимо, не менее важную роль в еврейской национальной истории, чем его

противоположность - гибридизация. С библейских времен до эры насильственной

изоляции и в Новое время доминирующей тенденцией было смешение

национальностей. Но в промежутках, длившихся, в зависимости от страны, от

трех до пяти столетий, перевешивала изоляция и инбридинг: как в узком смысле

Близко родственное смешение, так и в более широком - эндогамия в рамках

небольшой изолированной группы. Инбридинг таит опасность встречи и

проявления вредоносных рецессивных генов. Длительное время среди евреев

отмечался высокий процент наследственного идиотизма (39, 332 и далее), что

было, вероятнее всего, результатом продолжительного инбридинга, а не расовой

особенностью семитов, как пытались утверждать некоторые антропологи.

Психические и физические отклонения подозрительно часто наблюдаются в

отдаленных альпийских деревнях, где на могильных камнях кладбища начертана

всего дюжина фамилий. И, кстати, Коэнов и Леви среди них не наблюдается.

Однако именно методом инбридинга, сочетая желательные гены, выводят

лучших скаковых лошадей. Возможно, как раз таким путем в гетто появлялись и

кретины, и гении. На память приходит одна из любимых поговорок Хаима

Вейцмана: "Евреи - такие же люди, как все остальные, только в большей

степени". Увы, генетика мало что может добавить к этой теме.

В не меньшей степени на населении гетто сказывалось случайное

распространение мутаций ("эффект Сьюэлла Райта"). Речь идет об утрате

наследуемых свойств в мелких, изолированных популяциях, либо из-за

отсутствия соответствующих генов у основателей популяции, либо из-за их

наличия у ограниченного количества, не передавшего их следующему поколению.

Это явление тоже может вызывать существенные трансформации в наследственных

характеристиках мелких общин.

Что касается селекции, то в стенах гетто она была так интенсивна, как

мало когда еще в истории. Евреи, не имевшие возможности заниматься сельским

хозяйством, были полностью урбанизированы, концентрировались в городах и в

местечках с их неизбежной перенаселенностью. В результате, как пишет Шапиро,

"опустошительные эпидемии, свирепствовавшие в средневековых городах всех

размеров, в долговременной перспективе оказывали на еврейское население

более сильное селективное действие, чем на все другие, создавая у выживших

более сильный иммунитет... так что их современные потомки должны быть плодом

мощного селективного процесса" (108; 80). Именно это, по его мнению,

объясняет низкую подверженность евреев туберкулезу и их сравнительное

долголетие (последнее продемонстрировал выразительной статистикой Фишберг).

Атмосфера враждебности, окружавшая гетто, выражалась то в холодном

презрении, то в спорадических вспышках насилия, то в организованных

погромах. Несколько столетий жизни в таких условиях должны были

благоприятствовать выживанию самых бойких, гибких, быстро восстанавливающих

жизненные силы; вот вам, собственно, и "человек гетто". Антропологи никак не

могут договориться, на чем выросли такие особенности психологии на

генетической предрасположенности, приводящей в действие процесс отбора, или

на социальном наследовании, через воспитание с младенчества. А ведь мы пока

еще не знаем толком, в какой степени высокий коэффициент умственного

развития зависит от наследственности, в какой от среды. Взять хотя бы

вошедшую некогда в поговорки еврейскую умеренность в спиртном, которую

бессознательным, воспитанным веками жизни в окружении опасностей ощущением

недопустимости притуплять бдительность, еврей с желтой звездой на спине

вынужден был сохранять осторожность и трезвость, потому и наблюдал с иронией

и презрением за выкрутасами "пьяного гоя". Отвращение к алкоголю и к другим

видам разгула передавалась от отцов к детям поколение за поколением, потом

память о гетто стерлась, и с прогрессом ассимиляции, особенно в

англосаксонских странах, евреи стали чаще прикладываться к спиртному. Так

что безразличие к спиртному, как и многие другие еврейские свойства,

оказывается при ближайшем рассмотрении социальной, и не биологической

наследственной чертой.

Наконец, существует еще один эволюционный процесс - половой отбор,

способствовавший, наверное, образованию черт, которые мы считаем типично

еврейскими. Кажется, первым об этом сказал Рипли (курсив его). "Еврей -

продукт интенсивного смешения по линии национального происхождения; с другой

стороны, он - законный и сознательный наследник всего иудаизма... Это влияло

на все проявления жизни. Почему это не могло повлиять на идеал физической

красоты? Почему не на половые предпочтения, не на выбор партнера для брака?

Результаты этого выбора усиливались наследованием" (101; 398).

Рипли не стал вдаваться в сложившийся в гетто "идеал физической

красоты". Но Фишберг сделал это и пришел к интересному выводу: "Для строго

ортодоксального восточноевропейского еврея сильный, мускулистый тип - это

Исав. Идеалом любимого сына Исаака был на протяжении веков, до середины XIX

в., "нежный юноша" (39; 178) - тонкий, болезненный, худощавый, с тоской на

лице, головастый, но совсем без мышц. Наоборот, - продолжает Фишберг, - в

Западной Европе и в Америке существует теперь мощная тенденция

противоположного свойства. Многие евреи гордятся тем, что выглядят не

по-еврейски. Так что приходится признать, что у так называемого "еврейского"

облика нет блестящего будущего". (39;178)

И уж никакого будущего, добавим мы, у него нет среди молодых

АШКЕНА́ЗЫ (אַשְׁכְּנַזִּים , ашкеназим , ед. число אַשְׁכְּנַזִּי , ашкенази ), термин, обозначавший в средневековой еврейской литературе евреев, проживавших на Рейне, а затем во всех германских землях в целом. В последующем стал обозначать не только евреев Германии , но и всех евреев, являющихся по своему происхождению потомками еврейского населения Германии средних веков.

В нынешнем понимании термин ашкеназы охватывает всю ту часть еврейского народа, которая принадлежит к этому социальному и культурному комплексу. Этот термин применяется как определенное противопоставление термину сефарды , обозначающему еврейский культурный комплекс, сложившийся в Испании и Португалии . Употребление термина «ашкеназское еврейство» для обозначения особой культурной общности, включающей общины Северной Франции, Германии и славянских стран, ранее известные как Эрец-Кна‘ан (см. кенааниты), зафиксировано уже в источниках, восходящих к 14 в.

В отличие от сефардов, отношение которых к религии подверглось очевидному внешнему влиянию, ашкеназские евреи придерживались цельной несокрушимой веры. Ашкеназские ученые уделяли больше внимания изучению Талмуда и толкованию священных текстов, нежели попыткам систематической кодификации Галахи или созданию обобщающих норм. Однако ашкеназские и сефардские культурные центры влияли друг на друга.

Ашкеназская община была основана на принципе моногамной семьи согласно установлению (см. Такканот) Гершома бен Иех уды Меор х а-Гола . Ее руководство нашло новые и успешные способы для осуществления общинной автономии. С течением времени различия в обычаях ашкеназских и сефардских евреев вылились в обособленные нормы, выражавшиеся и в образе жизни, и в произношении иврита , в литургии и в шрифте.

В 15 в. и 16 в. центр ашкеназского еврейства переместился в Богемию, Моравию, Польшу и Литву. Употребление языка идиш стало отличительным признаком ашкеназских евреев. Параллельное развитие сефардских и ашкеназских религиозных и социальных установлений проходило под значительным влиянием трудов кодификаторов Иосеф Каро и Моше Иссерлеса . Каро в своем кодексе Шулхан арух чаще всего придерживается решений сефардских поским (кодификаторов). Иссерлес пополнил Шулхан арух глоссами (заметками-толкованиями) в тех местах, где ашкеназские поским расходились во мнениях с Каро. Ашкеназы приняли решения Иссерлеса, сефарды же сочли для себя обязательными толкования Каро.

С 17 в. увеличивается численность ашкеназских евреев и значение их возрастает. После резни евреев и погромов, учиненных полчищами Б. Хмельницкого в 1648 г., многие ашкеназы из Украины и из Польши рассеялись по Западной Европе, и некоторые даже пересекли Атлантический океан. Через несколько поколений численность ашкеназских евреев превысила число сефардов в странах Запада. В конце 19 в. в результате преследований началась массовая эмиграция ашкеназов из России в США. Именно тогда ашкеназские евреи добились подавляющего численного превосходства почти во всех общинах Европы, США, Австралии, Южной Африки и Эрец-Исраэль.

Сефардское еврейство сохранило свое превосходство лишь в Северной Африке, Италии, на Ближнем Востоке и в странах Азии. Перед Второй мировой войной ашкеназское еврейство составляло 90% от всего еврейского населения в мире. Истребление еврейского населения в Европе во время гитлеровской оккупации резко уменьшило число ашкеназских евреев и снизило их количественное превосходство.

Отношения между ашкеназскими и сефардскими евреями носили разный характер в зависимости от эпохи и места. Прибытие ашкеназов в Иерусалим в 17 в. и 18 в. создало напряженные отношения с сефардами, однако в начале 19 в. сефардские евреи помогли ашкеназам добиться от турецких властей разрешения восстановить их общину в Иерусалиме. Обе общины существовали бок о бок, но раздельно. Это разделение отражается сейчас в Израиле и в составе

КРЫМЧАКИ́ , еврейская этнолингвистическая группа (община). До Второй мировой войны крымчаки в основном населяли Крымский полуостров. Самоназвание евреев Крыма дороссийского периода иехуди или срэл балалары (`сыны Израиля`). В петиции царю Александру I (1818) крымчаки именовали себя бени Исраэл (`сыны Израиля`). Лишь в сравнительно позднее время (конец 19 в. - начало 20 в.) они стали пользоваться в качестве самоназвания словомкирымчах от русского «крымчак». Название «крымчаки» («евреи-крымчаки») впервые появляется в официальных русских источниках с 1859 г. По-видимому, этот термин был призван отличать крымских евреев-раббанитов от живших там же караимов, а также от ашкеназов.

В документах крымских ханов до захвата полуострова Россией (1783) члены общины именуются иехудилер , то есть «евреи»; так же обозначаются и караимы. Различие между этими двумя группами не проводится ни в документах европейских колоний в Крыму, ни в книгах европейских путешественников, посещавших Крым в средние века. В разговорном языке крымских татар крымчаки назывались зюлюфлю чуфутлар (`евреи с пейсами`), а караимы —зюлюфсюз чуфутлар (`евреи без пейсов`). О языке крымчаков, близком крымско-татарскому языку, см. Крымчакский язык.

В 14-16 вв. главным центром крымских евреев-раббанитов являлся город Каффа (ныне Феодосия); однако уже в конце 18 в. большинство евреев проживало в Карасу-Базаре (ныне Белогорск), который продолжал оставаться основным центром крымчаков вплоть до середины 1920-х гг., когда большая их часть переселилась в Симферополь.

Согласно переписи, проведенной турками во времена султана Сулеймана I (1520-66), в Каффе жили 92 еврейские семьи и один еврей-бобыль, то есть, согласно принятым демографическим критериям, — около 460 человек. Общее число крымчаков достигало тогда 500-700 человек. Согласно русским официальным данным конца 18 в., в Карасу-Базаре было 93 еврейских дома, то есть около 460-470 душ. К началу 19 в. в Крыму жили около 600 крымчаков. В петиции Александру I (см. выше) говорится о 150 дворах, то есть о 750 душах. Из 2837 евреев-раббанитов, проживавших в Крыму в 1847 г., подавляющее большинство составляли крымчаки. Перепись 1897 г. определила 3345 крымчаков, проживавших в Крыму; на Черноморском побережье Кавказа проживало еще 153 еврея-раббанита, говоривших на «татарско-турецком» языке.

С конца 19 в. началось расселение по другим городам Крыма крымчаков, до того сосредоточенных в Карасу-Базаре (в 1897 г. — 1912 человек). В 1890-х гг. в Симферополе проживало около 100 крымчаков, в Бахчисарае — около 200. В 1902 г. было отмечено присутствие крымчаков в Феодосии, Алуште, Ялте, Евпатории и Керчи. По-видимому, в конце 19 в. - начале 20 в. небольшое число крымчаков переселилось в Эрец-Исраэль.

В 1912 г. число крымчаков достигло 7,5 тыс.. Из них в Карасу-Базаре проживало 2487 человек, примерно столько же — в Симферополе, 750 - в Феодосии, 500 - в Керчи, 400 - в Севастополе, остальные — в 28 других городах Крыма и Кавказа. Советская перепись 1926 г. отмечает уменьшение численности крымчаков: во всей стране их насчитывалось 6383 человека, из них шесть тысяч — в Крыму. Уменьшение численности крымчаков связано с гражданской войной и голодом 1921-22 гг., во время которого погибло около 700 членов общины, а также с эмиграцией в Эрец-Исраэль (около 200 человек) и США (около 400 человек). Согласно этой переписи, 98,4% крымчаков жили в городах, 74,1% объявили крымчакский язык родным.

Ввиду общего уменьшения еврейского населения в Крыму (45 926 человек) процент крымчаков в нем вырос с 11,7 (1897) до 13,1 (1926). Основная концентрация крымчаков приходилась на Симферополь. Перед нападением Германии на Советский Союз (1941) число крымчаков приближалось к 9,5-10 тыс. Большинство их, как и прежде, проживало в Симферополе, Карасу-Базаре, Керчи, Феодосии и Севастополе; 500-700 крымчаков — на Черноморском побережье Кавказа (Новороссийск, Сухуми); 200-300 — по всей территории Советского Союза, в основном в его европейской части.

Подавляющее большинство крымчаков было уничтожено гитлеровцами в 1941-42 гг. В 1948 г. десять крымчаков (две семьи) проживали в Карасу-Базаре, 150 - в Феодосии, 100 - в Керчи, 400 - в Симферополе, и несколько — в Евпатории, Севастополе и Джанкое. Во всем Крыму насчитывалось 700-750 крымчаков. В целом по окончании Второй мировой войны в Советском Союзе осталось в живых не более 1,4-1,5 тыс. крымчаков. Гитлеровцы уничтожили около 3/4 этой общины; около тысячи крымчаков находились в Эрец-Исраэль и США.

По данным советской переписи 1959 г. из 1,5 тыс. крымчаков лишь для 189 родным языком продолжал оставаться крымчакский. По переписи 1970 г. из евреев Крыма 71 человек в качестве родного языка назвали не русский, не украинский и не идиш. Возможно, это были крымчаки, которые все еще говорили на родном языке. В 1970-80 гг. численность крымчаков, по некоторым данным, сократилась не менее чем на 15%, то есть снизилась до 900 человек; однако по другим оценкам она составляла в 1982 г. около двух тысяч человек. Остатки общины быстро растворяются в окружающем русском и украинском населении.

В конце 19 в. - начале 20 в. группа крымчаков, переселившаяся в Эрец-Исраэль, усвоила сефардский молитвенный толк (носах сфаради ). До 1981 г. в Тель-Авиве существовала крымчакская синагога. В Израиле крымчаки в основном смешались с остальным еврейским населением и не образуют отдельной общины. Подавляющее большинство крымчаков, эмигрировавших в США, смешалось там с евреями-ашкеназами.

Хотя уже в 13 в. часть евреев Крыма стала тюркоязычной, а окончательное оформление крымчаков как особой этнолингвистической группы произошло в 14-16 вв., согласно мнению ряда историков (в том числе С. Дубнова), существует прямая преемственность этой общины с древнейшим еврейским населением Крыма.

Боспорский период . Появление евреев в Крыму связано с эллинистической колонизацией берегов Черного моря (2-1 вв. до н. э.). Очевидно, евреи прибыли в Крым из Малой Азии. В то же время не исключено переселение евреев в Крым с Кавказа (через Таманский полуостров) со времен ассирийского и вавилонского пленения (7-6 вв. до н. э.).

Первые свидетельства о евреях в Крыму относятся к 1 в. н. э. Это, в основном, документы об освобождении рабов их владельцами-евреями и надгробные надписи, обнаруженные главным образом в юго-восточной части Крыма и на Таманском полуострове, входивших в Боспорское царство.

Документы об освобождении рабов (1 в. - первая половина 2 в. н. э.) обязывают их регулярно посещать синагогу под контролем еврейской общины. Таким образом, эллинизированные еврейские общины Боспорского царства, свободные от преследований и ограничений, пополнялись за счет обращения в иудаизм освобожденных рабов. Кроме того, к еврейским общинам примыкали так называемые себоменой (по-гречески `почитатели`) — неевреи, частично исполнявшие предписания еврейской религии (см. Еврей, Иудействующие). Влияние еврейской религии сохранялось и в начале 4 в., о чем свидетельствует надпись о постройке синагоги в Пантикапее (ныне Керчь) одним из высших боспорских чиновников.

О занятиях евреев Крыма этого периода известно мало; по-видимому, они занимались в основном ремеслами и торговлей. Евреи состояли и на государственной службе, включая службу в армии (об этом свидетельствует надгробная плита 1 в. н. э. из Тамани). Надгробные памятники 3-4 вв., где наряду с греческими надписями имеется надпись на иврите, а также встречаются еврейские собственные имена и символы, свидетельствуют о частичном слиянии групп евреев, в меньшей степени подвергшихся влиянию эллинистической культуры, с эллинизированными евреями — старожилами Крыма. Во 2-3 вв. евреи распространялись на запад вдоль южного побережья Крыма. В 300 г. евреи упоминались в Херсонесе (на юго-западе Крыма) в связи с восстанием местного населения против насильственного распространения христианства.

Иероним свидетельствовал о наличии евреев в Боспорском царстве в конце 4 в. - начале 5 в. Среди них якобы были потомки семей, изгнанных ассирийцами и вавилонянами, а также попавших в плен воинов Бар-Кохбы (см. Бар-Кохбы восстание).

Вторжение гуннов (370-е гг.), разрушившее Боспорское царство, и возникновение на его развалинах Алано-Гуннского государства (существовало до начала 6 в.) способствовали дальнейшей деэллинизации евреев Крыма. Подтверждением этому являются надгробия этого периода, обычно безымянные, только с изображением семисвечника и других еврейских символов. В начале 6 в. территория бывшего Боспорского царства была занята Византией. Пребывание евреев в 7 в. на юго-востоке Крыма подтверждается свидетельством византийского хронографа 8 в. Феофана. В районе Тамани обнаружены еврейские памятники, датируемые 6-8 вв.

Хазарский период . В середине 7 в. большая часть Крыма была занята хазарами (см. Хазария), владения которых включали юго-восточный Крым (бывшая территория Боспорского царства), степи северного Крыма и горную область на юго-западе Крыма — Готию, частично населенную германским племенем готов. В начале 8 в. после продолжительных столкновений установился достаточно прочный мир между Византией, сохранившей в своих руках Херсон (прежде Херсонес), и Хазарией, под властью которой оказалась остальная часть Крыма.

Крым превратился в одну из западных пограничных областей Хазарского государства; возможно, что евреи Крыма сыграли значительную роль в процессе иудаизации хазар, завершившемся окончательным принятием иудейской религии (конец 8 в. - начало 9 в.) правящим слоем и частью населения Хазарского государства. Очевидно, в это время приняла иудаизм также часть крымских готов. Еврейское население Крыма увеличилось также за счет еврейских беженцев, в основном из Византии, где периодически происходили гонения на евреев (в 843 г., 873-874 гг. и 943 г.).

Большое влияние на еврейскую религию в Крыму (в частности на формирование так называемого «крымского ритуала») оказали византийские евреи-беженцы и поддержание связей с еврейским центром в Вавилонии. Видимо, в 909 г. в Каффе была построена самая древняя из всех известных на нынешней территории Советского Союза синагога. Некоторые источники упоминают ряд живших в Крыму составителей религиозных гимнов (пайтаним ; см. Пиют), например, Аврахам бен Симха ха-Сфаради (вторая половина 10 в. - 1027 г.). Среди занятий еврейского населения источники упоминают выделку шелка, окраску тканей и торговлю.

С середины 9 в., в связи с вторжением угров (венгров), печенегов и славян Киевской Руси, а также с возобновлением войн с Византией, власть хазар в Крыму ослабевает. Гонения на евреев в Византии (932-936) принудили многих из них бежать в Хазарию. Война (примерно 940-941 гг.) между Русью, подстрекаемой Византией, и Хазарией привела к отвоеванию южной и юго-западной частей Крыма (вплоть до Херсона) хазарским войском во главе с полководцем Песахом. Попытки византийской церкви обратить евреев Крыма в христианство не увенчались успехом.

Хазарский царь Иосиф в письме к Хисдаю Ибн Шапруту (960?) утверждал, что он властвует, среди прочего, над 12-ю поселениями в Крыму и на Тамани. Наиболее значительные еврейские общины были в городах Самкуш, или Самкерш (Тмутаракань), Судак, Мангуп (Дорос). Персидский географ Ибн ал-Факих ал-Хамадани (начало 10 в.) называет город Самкуш «еврейским». Кроме того, известны крупные еврейские общины в городах Солхат (бывший Фуллы, ныне Старый Крым), Феодосия (Каффа) и Херсон (где еще в 861 г. проповедник православия Кирилл застал сложившуюся еврейскую общину, которая включала и принявших иудаизм хазар), очевидно, не находившиеся под хазарским управлением.

После поражения, нанесенного хазарам князем Святославом в 965 г., начинается упадок Хазарского царства. В 1096 г. византийский император Алексей I распорядился изгнать из Херсона всех евреев и конфисковать их имущество. Херсонские изгнанники осели, по-видимому, в невизантийских районах Крыма. Но и через 60-70 лет евреи все еще населяли его византийскую часть. Биньямин из Туделы сообщает о существовании общины евреев-раббанитов в городе Согдия (ныне Судак) — одном из важнейших Крымских портов. В эту эпоху еврейство Крыма фактически являлось периферийной частью общины романиотов, родным языком которой был греческий.

Исповедовавшие иудаизм хазары, по-видимому, растворились в еврейском населении Крыма. Среди евреев-иммигрантов были также караимы. Путешественник Птахия из Регенсбурга (в 1175? г.) подтверждает существование в районе Азовского моря групп евреев, обычаи которых тождественны обычаям караимов. Еврейство Крыма продолжало поддерживать связи с еврейством Византии и стран ислама. Об этом свидетельствует отклик евреев Крыма на мессианское движение Давида Алрои (начало 12 в.).

Татарский период . В 1239 г. степная часть Крыма была занята татаро-монголами и вошла в состав Золотой Орды. На южном побережье Крыма с 1266 г. обосновались генуэзские колонии — Каффа (Феодосия), Судак, Балаклава, Воспоро (Керчь). Генуэзцы называли Крым (в особенности восточный) «Газария» (Хазария). В юго-западном Крыму (бывшая Готия) существовало до 1475 г. христианское княжество Феодоро. Благодаря генуэзским колониям Крым становится важным центром торговли, привлекшим к себе значительное число еврейских иммигрантов из стран Востока (Персии, Малой Азии, Египта) и Запада (Италии, затем Испании).

Экономическое процветание еврейских общин способствовало их культурному подъему. Книга Аврахама Кирими (то есть Крымского) «Сфат ха-эмет» («Язык истины», 1358) является первым дошедшим до населения оригинальным произведением евреев Крыма. Это комментарий к Пятикнижию, написанный с рационалистических позиций. Книга Кирими создана по просьбе его ученика и друга караима Хизикияху бен Элханана, что свидетельствует о дружественных отношениях между раббанитами и караимами в этот период в Крыму. Значительное влияние на А. Кирими оказал романиотский теолог Шмария Икрити (1275-1355). Согласно некоторым источникам, Солхат, город, в котором родился и жил А. Кирими, был в то время важным центром еврейского рационализма.

С 14 в. общины караимов сосредоточились в Чуфут-Кале (на иврите Села ха-иехудим) и Мангупе — столице княжества Феодоро, тогда как большая часть евреев-раббанитов проживала в Солхате, а позднее — в Карасу-Базаре. Однако крупнейшая еврейская община Крыма была в Каффе, где жили как раббаниты, так и караимы.

С середины 15 в. усиливается натиск новообразованного Крымского ханства и Турции на генуэзские колонии в Крыму. Пытаясь уменьшить столкновения между различными национально-религиозными группами в колониях, которые приводили, в частности, к попыткам насильственного крещения евреев и грабежа имущества, генуэзские власти издали в 1449 г. устав для черноморских колоний, один из разделов которого подтвердил свободу и безопасность исповедания всех религий, в том числе и еврейской. И в последующие годы, вплоть до захвата Каффы турецкими войсками (1475), инструкции из Генуи предписывали не вмешиваться в дела евреев.

Еще до занятия Каффы турками некоторые евреи города завязывали связи с двором Крымских ханов в Солхате. Один из них, купец Хозя Кокос, был в 1472-86 гг. посредником в переговорах между великим князем Московским Иваном III и Крымским ханом Менглы-Гиреем, причем часть переписки велась на иврите. В русских и генуэзских источниках упоминается также князь Таманский Захария, которого в Московском государстве, ведшем с ним переговоры (конец 15 в.), считали евреем.

С конца 15 в. в Крым стали прибывать евреи из Литовского государства — как захваченные в плен татарами во время нападений на Литву, так и изгнанные оттуда в 1495 г. Среди плененных в 1506 г. был раввин Моше бен Я‘аков из Киева (Моше ха-Голе, 1448-1520?, см. ниже).

Столетия татарского господства в Крыму привели к значительной ориентализации евреев Крыма. Они в значительной мере переняли язык, обычаи и нравы татар-мусульман. Уже в 13 в. часть евреев Крыма перешла на тюркский язык. Библия была переведена на крымчакский язык. Упадок торговли привел к увеличению удельного веса ремесла и сельского хозяйства среди занятий евреев Крыма. В Мангупе и Чуфут-Кале многие евреи занимались выделкой кож и горным огородничеством, в юго-западном Крыму и около Каффы — садоводством и виноградарством.

Для защиты личности и имущества от посягательств местных феодалов евреи-купцы получали так называемые ханские ярлыки (грамоты). Первые ярлыки, выданные евреям Карасу-Базара и Чуфут-Кале, известны с конца 16 в. - начала 17 в., но, очевидно, они выдавались и раньше. Специфичным для крымских евреев было посредничество при выкупе еврейских пленных (см. Пленных выкуп), захваченных татарами при набегах на Польско-Литовское государство, и предоставление убежища евреям-изгнанникам (в том числе бежавшим от резни 1648-49 гг. на Украине; см. Б. Хмельницкий).

На протяжении всей своей истории крымчаки ассимилировали евреев, выходцев из других общин: из Вавилонии, Византии, Хазарского царства, Италии и с Кавказа (см. Грузинские евреи), а также ашкеназов, которые попали в Крым в числе пленников, захваченных татарами, или бежали от погромов, а позднее переселялись в Крым по экономическим причинам.

О различном происхождении крымчаков свидетельствуют их фамилии, большинство из которых характерны для евреев тюркоязычных стран (Демарджи, Кая, Колпакчи, Бакши, Куюмжи, Женгин и другие); некоторые указывают на связь с Малой Азией (Токатли, Ханбули, Измерли) или с Кавказом (Абаев, Гурджи); другие — на происхождение из Италии и Испании (Абрабен, Анджело, Конфино, Ломброзо, Пиастре, Манто, Чепиче, Конорто, Тревгода). Имеются фамилии ашкеназского происхождения: Берман, Варшавский, Вайнберг, Лурье, Зельцер, Фишер, Лехно, Соловьев и другие. Некоторые фамилии несут в себе иврито-арамейский элемент: Рофе, Шамаш, Бахур, Нееман, Гибор, Хахам, Песах, Пурим, Раббену, Бен-Товим, Кохен, Леви, Шалом, Мизрахи, Ашкенази, Рабби и другие.

До завоевания Крыма Россией все группы евреев-раббанитов, попадавшие в Крым, сливались с общиной крымчаков (лишь в 19 в. - начале 20 в. в Крыму сложилась отдельная ашкеназская община). Смешение в Крыму выходцев из разных общин привело к возникновению там особой формы молитв, обряда, включающего элементы, характерные для различных толков (минхаг Каффа ). Традиции крымчаков испытали сильное влияние различных течений еврейской мистики: Хасидей Ашкеназ, каббалы (Зохар, лурианской и в особенности практической). Примирению различных толков и выработке единой формы обряда способствовало появление в Крыму рабби Моше бен Я‘акова из Киева (Моше ха-Голе), который составил новый молитвенник «Махзор минхаг Каффа» и установил правила общинного устройства.

Крымчакский молитвенный толк окончательно оформился в 16-17 вв. под преобладающим влиянием Константинополя и Эрец-Исраэль. В 18 в. еврейскую общину Карасу-Базара возглавлял видный талмудист Давид Лехно (умер в 1735 г.), автор введения к молитвеннику «Махзор минхаг Каффа», содержащего информацию о жизни и обычаях крымчаков, и сочинений «Мишкан Давид» («Обитель Давида»), посвященных грамматике языка иврит, и «Двар сфатаим» («Речение уст») — хроника крымских ханов.

Российский период . Успешная борьба караимов против применения к ним антиеврейских законов Российской империи (см. Караимы) и переселение их из старых разрушенных городов-крепостей в другие районы Крыма, обусловленное экономическими причинами, способствовали полному разрыву между караимами и крымчаками.

В 1866-99 гг. главным раввином Карасу-Базара был уроженец Иерусалима Хаим Хезекия Медини (1832-1904), деятельность которого весьма способствовала повышению духовного и культурного уровня общины крымчаков. При нем усилилось влияние сефардов на крымчаков. Он внес ряд изменений в обычаи общины, основал несколько школ и иешиву. В монументальном многотомном труде «Сдей хемед» («Поля красоты») Медини подробно описал традиции крымчаков и дал собственные такканот. В 1899 г. Медини вернулся в Эрец-Исраэль, где издавал религиозную литературу с переводом на крымчакский язык.

Существовавшее среди крымчаков многоженство исчезло к началу 19 в. Девушки выходили замуж в раннем возрасте; допускались браки между сравнительно близкими родственниками (например, между дядей и племянницей). Вдовы не вступали во второй брак, так как муж и жена считались неразлучными и после смерти. Свадебные обряды отличались некоторыми особенностями. Быт крымчаков напоминал быт крымских татар. Патриархальный порядок в семье сохранился до конца 19 в.

Среди крымчаков были распространены различные суеверия, связанные с усиленными занятиями каббалой. Однако особое значение крымчаки придавали добрым делам, почитая первой и важнейшей заповедью «возлюби ближнего как самого себя». Среди них были широко распространены различные виды благотворительности, забота о вдовах и сиротах. Нищих среди крымчаков не было, бедняки получали от общины дрова, муку и свечи.

В 19 в. крымчаки были маленькой, очень бедной общиной, почти не затронутой европейским просвещением. Большинство крымчаков занималось ремеслами, меньшинство — земледелием, садоводством и виноградарством, лишь немногие — торговлей. Ввиду бедности община крымчаков Карасу-Базара в 1844 г. просила освободить ее от свечного сбора (см. Коробочный сбор). Просьбу власти не удовлетворили. В 1848 г. к карасубазарскому обществу присоединили феодосийское, но только по коробочному и свечному сборам. 140 крымчаков основали в 1840 г. сельскохозяйственную колонию Рогатликой, однако в 1859 г. крымчаки — земледельцы этой колонии были переведены в статус мещан города Карасу-Базар, а их земли переданы русским переселенцам-христианам.

В результате заступничества новороссийского генерал-губернатора графа А. Строганова запрет евреям приобретать в Крыму земельную собственность не был утвержден царским правительством (1861). Отношение русской администрации к «евреям-талмудистам» Крыма было сравнительно мягким. Общине были предоставлены некоторые льготы в области налогообложения и рекрутчины. Уже в докладе новороссийского генерал-губернатора графа М. Воронцова министру внутренних дел (1843) содержится, наряду с характеристикой особенностей крымчаков, довольно положительная оценка их образа жизни.

Крымчаки создали богатый фольклор. Обнаружены сборники легенд, песен, загадок и пословиц общины («джонки»), написанные от руки еврейскими буквами и передававшиеся из поколения в поколение. Образцы фольклора крымчаков публиковались неоднократно в оригинале и в переводах на русский язык, идиш и иврит. Литература на крымчакском языке включает кроме фольклорных произведений главным образом переводы религиозных текстов. Самое большое собрание книг и рукописей на этом языке хранится в Публичной библиотеке имени М. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Лишь в начале 20 в. в Крыму впервые были открыты две начальные школы для детей крымчаков с преподаванием на русском языке — в Симферополе (1902) и в Карасу-Базаре (1903). С 1911 г. по 1921 г. директором школы был выпускник Виленского учительского института (первый крымчак, получивший высшее образование) И. С. Кая (1887-1956), который вел просветительскую работу среди крымчаков и написал много работ, посвященных их истории и этнографии. С приобщением крымчаков к русской культуре в начале 20 в. некоторые из них приняли участие в революционных движениях. Многих привлекло сионистское движение. Представители крымчаков были делегатами 7-го Съезда сионистов России (май 1917 г.).

После революции крымчаки подверглись тем же социально-демографическим процессам, что и другие еврейские этнолингвистические группы. Наряду со значительным повышением уровня образования крымчаков происходил процесс распада традиционного быта. Голод 1921 г. вынудил значительную часть общины Карасу-Базара (в том числе И. С. Кая) переселиться в Симферополь. Многие крымчаки, становясь врачами, инженерами, преподавателями, порывали связи с родной общиной. Ленинградский инженер М. А. Тревгода, крымчак по происхождению, — лауреат Государственной премии.

В октябре 1941 г. Крым был оккупирован германскими войсками. Лишь незначительной части крымчаков удалось эвакуироваться. Не будучи уверенными в принадлежности крымчаков к «еврейской расе», оккупационные власти запросили Берлин и получили ответ, что крымчаки должны быть уничтожены, как и другие евреи. Из 40 тыс. евреев Крыма, уничтоженных нацистами, около шести тысяч были крымчаки. Согласно отчету эйнзацгруппен D, за период с 16 ноября по 15 декабря 1941 г. в Западном Крыму было уничтожено 2504 крымчака. 11 декабря были расстреляны близ деревни Мазанка крымчаки из Симферополя; 4 декабря — крымчаки в Феодосии, тогда же были уничтожены крымчаки Керчи. 18 января 1942 г. в Карасу-Базаре около двух тысяч было умерщвлено газом в «душегубках».

Крымчаки сражались в рядах советской армии и партизанских отрядах. Среди многих крымчаков, погибших в боях, поэт Я. И. Чапичев (1909-45), которому было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В партизанских действиях отличились Я. Манто, С. Бакши и многие другие. Различными аспектами истории и этнографии крымчаков занимались П. Лякуб (?-1891), С. Вейсенберг, И. С. Кая, В. И. Филоненко («Крымчакские этюды», «Рочник ориенталистычны», 1972). Однако систематического исследования истории, культуры, языка и литературы крымчаков до сих пор нет. Житель Ленинграда Е. Пейсах, по происхождению крымчак, собрал большую коллекцию крымчакского фольклора и работал над составлением крымчакско-русского и русско-крымчакского словаря. Материалы по истории и культуре крымчаков собирали израильский ученый И. Керен (1911-81), сын И. С. Кая инженер Л. И. Кая (1912-88).

История крымчаков в советское время тесно связана с историей других этнолингвистических групп. Остатки крымчаков подвергаются процессу быстрой ассимиляции, лишь в незначительной степени сохраняя свои этнические особенности и самосознание. В послевоенный период в Советском Союзе крымчаков тенденциозно определяли как особую «народность» смешанного, в основном нееврейского этногенеза.



error: Content is protected !!