Тверь. Собор Вознесения Господня

На берегу Москва реки в музее-заповеднике Коломенское находится чудо средневекового зодчества: церковь Вознесения Господнего.

Храм строили 4 года. С 1528 по 1532. Как говорит молва, его воздвигли в честь рождения сына Василия III Ивана Грозного. Но это скорее вымысел, учитывая то, что Иван Грозный родился в 1530 году, ведь такой по масштабам проект за два года завершить было проблематично. Скорее всего, Василий заложил постройку ещё в 1528 году, как дань богу, чтобы господь послал ему долгожданного наследника. Ведь долгое время царь с супругой оставались бездетной парой, что во времена самодержавия и преемственности власти было большой проблемой.

В сентябре 1532 года состоялось её освящение, в этой церемонии участвовало всё царствующее семейство - сам великий князь Василий III , его молодая жена Елена Глинская и младенец Иоан.

Кто построил храм

Имя талантливого зодчего строившего храм установить до сих пор не получилось. Можно предположить, что архитектором являлся итальянец. Большинство историков считает , что церковь построил малоизвестный в то время зодчий Петро Аннибале. В России он имел много имён - Петрок Малой, Пётр Фрязин. И приглашение его Василием III в Москву в 1528 году делает эту версию самой убедительной. Именно фамилия Фрязин убедила многих в том, что это некий псковский зодчий, построивший в Первопрестольной множество шедевров архитектуры. На самом деле это прозвище. Таким образом именовали всех итальянцев на Руси.

Характеристика стиля и особенности постройки

Постройка - просто набор из нескольких архитектурных стилей. Здесь есть и пилястры с капителями в стиле Раннего Возрождения, и готические вимперги, и классические русские кокошники. Понять, какой архитектурной стилистики придерживался архитектор сложно .

Среди элементов эпохи Ренессанса можно выделить следующие:

  • ордер;
  • порталы с прямыми архитравны ми перекрытиями проёмов;
  • прорисовка готических вимпергов.

Высота храма башни целых 62 метра. По меркам тех времён это был впечатляющий показатель. Постройка являлась самым высоким православным сооружением. А за счёт летящей архитектоники создается ощущение, что здание парит над землёй.

Внутренних опор у здания нет, как и привычной алтарной апсиды. Она установлена на подклети, окружённой гульбищем, и хотя толщина стен от 2 до 4 метров, внешне церковь выглядит очень лёгкой. С восточной стороны уцелел каменный трон. Ножки сделаны в виде львиных лап, а подлокотники украшены затейливыми арабесками. Отсюда московские правители любовались необъятной ширью, открывающейся за Москвой рекой.

Внутреннее пространство здания не велико, ведь он был домашним княжеским храмом. Здесь могли молиться только члены государевой семьи и самые близкие, доверенные слуги.

Храм возводился, как летний, неотапливаемый. Здесь никогда не было печи или какого-либо отопления. Таким он и остаётся по сей день. Храм Вознесения считается первым шатровым храмом из камня. Кроме того, церковь имела функцию сторожевой башни. В толще одной из стен находится узкая лестница, ведущая вверх прямо к шатру. Там есть специальная смотровая площадка, используемая для подачи сигналов. Если находящийся там дозорный видел подозрительные движения, перемещения войск, то тотчас же загорался огонь. Ночью это было яркое пламя. Днём сигнал подавали дымом.

Постепенно, с утратой села Коломенского официального статуса действующей царской резиденции, храм утратил статус «домовый» и стал приходским. Это была летняя церковь, где служили от Пасхи до Покрова. А в советское время здесь проходили концерты духовной и классической музыки, если она была интересна с исторической точки зрения. Сейчас храм ожил: здесь совершаются богослужения.

В нижней части храма расположена композиция, посвящённая истории и реставрации церкви. С улицы посетитель попадает в западную палатку. Это помещение возникло в XVII веке, когда пространство между опорными столпами обходной галереи было заложены кирпичом. Здесь можно познакомиться с некоторыми конструктивными особенностями храма и материалами, использованными при его строительстве, а также старыми фотографиями.

Следующее помещение - церковный подклет или подцерковье. Толщина стен здесь достигает пяти метров. Обычно за ними хранили самое ценное. Возможно, там когда-то находилась казна Ивана Грозного.

Внутренний объём храма открыт на 42 метра, чтобы и внутри создавалось ощущение вознесения. Убранство того времени не сохранилось, лишь форма галерей имеет первоначальный вид. Как здесь всё выглядело в далёком 1532 году, остаётся только догадываться, но по заверению историков обстановка была красочной и богатой. И это неудивительно, ведь храм был молельным домом для царской семьи.

Самое интересное, что по легенде, где-то в храме находится великая библиотека Ивана Грозного, доставшаяся ему в наследство от византийской бабушки.

Изменения после ремонтов и реставраций

На протяжении существования строение были произведены следующие изменения:

Это только малая часть ремонтных работ. За свою историю здание претерпело значительные преобразования.

С 1994 года объект входит в список всемирного наследия Юнеско и охраняется этой организацией. Это указывает на то, что даже мировое культурное сообщество высоко ценит это архитектурное сооружение.

Церковь Вознесения является неоспоримым шедевром мирового зодчества. Даже спустя столетия, она не перестаёт удивлять своей совершенной гармонией и прекрасной энергетикой, которой пропитано всё вокруг.

Фото: Собор Вознесения Господня Оршина монастыря

Фото и описание

Собор в честь Вознесения Господня был построен в 15 в. в период княжения Бориса Александровича. Первоначально он был деревянным. В середине 16 в. при архимандрите Геннадии был построен каменный пятиглавый величественный соборный храм Вознесения Господня, освященный 2 ноября 1567 г. Варсонофием Тверским.

Монастырь дважды подвергался нападениям польско-литовских интервентов – в 1603 г. А потом – в 1611 г. после этого собор освящали заново в 1610 и 1613 гг. соответственно. В конце 18 в. четыре боковые главы собора были утрачены, позакомарное покрытие кровли заменили на четырехскатное.

В 1846 г. кирпичный пол в соборе был заменен на деревянный, выполнен новый иконостас. В 1854-1862 гг. с западной стороны к собору пристроили трапезную с двумя приделами, которые вместе с колокольней были освящены в 1862 г. Собор был оштукатурен и расписан в 1887-1893 гг.

В 1903 г. на барабан собора установили новую главу. В 1910 г. архитектором А.П. Федоровым был выполнен проект малых глав Вознесенского собора, но Московское археологическое общество отклонило его по причине того. что такое архитектурное решение исказило бы древний храм.

После закрытия монастыря в 1919 г., в соборе было устроено зернохранилище. В 1941 г. в монастыре находился штаб советских войск, монастырь постоянно обстреливался и сильно пострадал от снарядов.

В середине 20 в. собор сохранился со значительными утратами. В 1968 г. были начаты исследовательские, а потом и реставрационные работы под руководством архитектора Альтшуллера Б.Л. Фрагмент фрески с изображением святого Онуфрия, расположенный на стене главного алтаря, был демонтирован, а потом передан в ТОКГ.

После открытия монастыря в 1992 г., реставрационные и следовательские работы были продолжены под руководством архитектора Зачёсовой Н.Г. В 2001 г. в древней части собора были начаты богослужения.

Вознесенский собор представляет собой великолепный памятник тверского храмового зодчества середины 16 в. и один из наиболее древних сохранившихся монастырских соборов в Тверском крае. Собор был построен из кирпича с отдельными белокаменными деталями, снаружи он покрыт тонкой обмазкой, а потом побелен. Трапезная – из кирпича, снаружи облицована снаружи белым камнем. Колокольня – кирпичная, оштукатуренная с преобладанием черт русского стиля.

Основной кубический объем собора имеет два света, пониженные и уплощенные апсиды, слегка выступающие с восточной стороны. Храм выглядит монументально и внушительно, несмотря на довольно небольшие размеры. Собор увенчан крупным цилиндрическим барабаном с крупной луковичной главой. С запада к храму примыкает пониженная и почти квадратная двускатная трапезная.

Шатровая двухъярусная колокольня, стоящая на продольной оси рядом с западным фасадом трапезной, с юга и севера расширена боковыми объемами. Нижний ярус колокольни – в виде четверика, он несет на себе восьмерик с диагональными узкими гранями. Венчает сооружение стройный деревянный шатер с главкой на тонкой шейке.

По традиции, фасады храма разделяются на три прясла различной ширины лопатками и завершаются полуциркульными закомарами. Над цоколем располагается профилированный пояс, прясла стен отделяются от закомар с архивольтами двойным профилированным карнизом. По верху апсид проходит более простой карниз. Все фасады здания, кроме восточного, в середине средних прясел имели арочные входы, имеющие перспективные порталы. До нашего времени в первоначальном виде дошел только южный портал, северный – восстановили во время реставрации, западный был стесан, когда пристраивали трапезную. Декор колокольни и трапезной довольно скуп. На углах объемы закрепляются лопатками. Арочные окна трапезной украшены рамочными наличниками, под карнизом – аркатурный пояс. Фасады колокольни украшены прямоугольными филенками.

Внутри Вознесенского собора установлены четыре массивных широко расставленных столба, которые несут коробовые своды, соединенные с подпружными арками. Апсиды перекрываются коробовыми сводами с конхами. В северном помещении трапезной расположена лестница, ведущая на ярус звона.

В куполе собора изображен Саваоф, на стенах барабана – архангелы, а под окнами барабана – Христос, Иоанн Предтеча, апостолы, на парусах – евангелисты. На подпружных арках сохранились фрагменты орнамента.

Римско-католический Кафедральный собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя.
(Katedrála Nanebevzetí Panny Marie а Svatého Jana Křtitele).
Чехия, Среднечешский край (Středočeský kraj). район Кутна Гора (Okres Kutná Hora).
Кутна Гора, район Седлец (Kutná Hora-Sedlec), улица Vítězná 1.

В Чехии до наших дней сохранился замечательный памятник архитектуры конца 13 – начала 14 века — Монастырский , являющийся одним из мощнейших сооружений того времени.

Начало строительства Седлецкого монастыря , самого старого монастыря цистерцианцев, основанного на территории Чехии, относится к 1142 году, в эпоху наивысшего расцвета ордена цистерцианцев .

Цистерцианцы (лат. Ordo Cisterciensis, OCist), белые монахи, бернардинцы - католический монашеский орден, ответвившийся в XI веке от бенедиктинского ордена. В связи с выдающейся ролью в становлении ордена, которую сыграл святой Бернард Клервоский, в некоторых странах принято называть цистерцианцев бернардинцами.

Первая община монахов пришла в Чехию из монастыря Вальдзассен в Баварии. Информация о первых 150 годах существования Седлецкой общины , за исключением имен аббатов, не сохранилась.

Приблизительно в это время был построен первый монастырский храм, фундамент которого был открыт под каменным плиточным полом нынешнего здания храма.

Основали как альтернативу романскому костелу. Храм строился в 1280-1320 годах. Собор является самым массивным из сохранившихся сооружений той эпохи, длина храма составляет 87 метров.
Здание, в плане имеющее форму латинского креста, с возвышенным главным нефом, первоначально с двумя боковыми нефами, в своем общем устройстве продолжало традицию крупных соборов севера Франции, и одновременно заимствовало некоторые элементы немецкой кафедральной готики. Это объясняется тем, что колыбелью ордена цистерцианцев является Франция.
Интересен храм и тем, что в нем, впервые в Чехии использовали кафедральное завершение собора с ансамблем часовенок рядом с пресвитерией. Таким образом был достигнут компромисс между требованиями цистерцианцев – простотой и роскошью.

Вторая половина 14 века прошла в условиях экономического упадка, хотя Седлецкий монастырь и в дальнейшем продолжал пользоваться репутацией ведущего монастырского учреждения в стране. Роковыми для монастыря стали гуситские войны. В 1421 году он был взят гуситами и сожжен. Монашеская братия была казнена. Скромное возобновление монашеской жизни осуществилось только в 1454 году.

Седлецкий монастырь новые силы набрал только после Тридцатилетней войны (1618-1648 годы), когда постепенно удалось упрочить экономическую обстановку, стабилизировать число монахов и укрепить монастырскую дисциплину. Настоятели (аббаты) развивали широкую восстановительную деятельность в руинах монастыря в зависимости от экономических возможностей обители, пока, наконец, не был в 1685 году избран аббатом монастыря Йиндржих Снопек (Jan Snopek, 1685-1709 годы). Йиндржих Снопек родился в 1651 году, а в возрасте 20 лет вступил в орден цистерцианцев. В 35 лет он уже был избран седлецким аббатом. С именем Йиндржиха Снопека связан прежде всего большой труд по возобновлению храма Вознесения Девы Марии, который простоял в развалинах 279 лет.

Реставрация собора Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя началась около 1700 года. Работа была поручена пражскому архитектору Павлу Игнатию Байеру (Pavel Ignác Bayer) , который провел укрепление готического торса, отремонтировал и провел кладку отсутствующих частей стен, построил второй южный неф и спроектировал колонны тосканского ордена для боковых нефов и за алтарной части. В 1703 году архитектором стал Ян Блажей Сантини Айхел (Jan Blažej Santini Aichel) . Замена привела к принципиальному изменению проекта. Был сохранен общий средневековый характер, но здание было украшено совершенно уникальными готизирующими элементами. Более всего концепция Сантини проявилась в возведении цилиндрического свода главного нефа, хоров и трансепта с декоративной сетью скрученных ребер. В боковых нефах, портике и четырех портиковых часовнях выведены парусные своды, отличающиеся своей значительной плоскостью. Своеобразным вкладом Сантини являются также самонесущие винтообразные лестницы. Перед передним порталом был помещен портик с тремя балдахинами, а верхушку фронтона закончила четырехлепестковая розетка с пинкалями по сторонам. Так называемая барочная готика, нашедшая место впервые именно в седлецком соборе, в короткий срок стала вдохновением для подобного рода произведений.

Для создания фресок был приглашен пражский художник Яна Якоб Штайнфельс, холсты являются произведениями Михаила Вильмана и Петра Брандла. Скульптуры и художественную резьбу поставила мастерская пражского резчика Матея Вацлава Екела. Последние важные декоративные работы были проведены к концу 50-х годов 18 века, когда были преобразованы фрески, размещенные напротив часовни Четырнадцати святых помощников и Девы Марии. Работы проводил Иуда Тадеаш Суппер.

Восстановленный собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя был освящен в 1708 году. Срок возобновления экономического процветания длился недолго. В рамках реформ австрийского императора Иосифа 2 (Joseph 2) монастырь в 1784 году был ликвидирован, освящение с монастырского храма было снято и он был закрыт, причем значительное количество художественных предметов было распродано на аукционе.

Некоторое время храм был складом муки, но в 1806 году его возвратили Церкви. В 1806 году собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя стал играть роль приходского храма для города Седлец и близлежащего города Малин, которую он играет до сих пор. В здании монастыря в 1812 году была основана табачная фабрика, которая работает там по сей день. Села и усадьбы, которые принадлежали седлецкому монастырю, в 1819 году купил князь Шварценберк.

С 1995 года собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя внесен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. После крупной реконструкции, которая отчасти финансировалась из собственных денежных средств, отчасти из программы Спасения архитектурного наследия Министерства культуры Чешской Республики, он был снова открыт для публики весной 2009 года.

собор Вознесения Девы Марии центральный неф
вид с фасада собора Вознесения Девы Марии портик главного входа
скульптура главного входа Центральный неф алтарь собора Вознесения Девы Марии
фрагмент алтаря собора Вознесения Девы Марии орган собора Вознесения Девы Марии
органный балкон балкон с распятием картина Вознесение Девы Марии
боковой алтарь боковой алтарь исповедальня
мощи святых собора
Вознесения Девы Марии
картина святого Венедикта и
мощевик святого Феликса
картина святого Бернарда и
мощевик святого Икентия
мощи святого Феликса в соборе Вознесения Девы Марии мощи святого Икентия в соборе Вознесения Девы Марии
скульптура западного фасада у скульптуры святого скульптура западного фасада
картина 5 станции пути Христа картина 10 станции пути Христа картина основания ордена

По статусу епархии - соборная, Архиерейское подворье. Освящена в 1838 г. 3 престола: Вознесения Господня (главный), Богоявления Господня, прпп Антония и Феодосия Печерских. Каменный храм был построен в 1749-1760 гг. на месте сгоревшей 27 апреля 1747г. деревянной Вознесенской церкви. В 1826-1836 гг. на средства купцов И.Ф. Татаринцева и Ф.Н. Боброва храм был перестроен по проекту архитектора И.Ф. Львова в стиле позднего классицизма.

Главный престол собора дал название и самому собору. Южный придел посвящен Богоявлению (или Крещению) Господня, а северный - преподобным Антонию и Феодосию Печерским. Он был сооружен позднее (1831 г.). Известно, что на его устройство тверской купец И.Д. Подсыпанин пожертвовал 5000 руб. Чтобы северный фасад церкви органично включался в застройку "сплошной фасады" бывшей Миллионной улицы, ему был придан подчеркнуто парадный характер. Главный вход оборудован подиумом со ступенями. По проекту Львова лестницу должны были украшать статуи.

Храм был закрыт в 1930-х гг. и использовался в качестве склада. Спецкомиссия по изъятию церковных ценностей конфисковала из собора драгоценную церковную утварь и иконы. В 1936 г. здание передали областному краеведческому музею, а с 1972-73 гг. оно использовалось как выставочный зал.

В 1993 г. церковь была возвращена епархии и стала соборной. Реставрационные работы проводились в 1970-х и 1990-х гг. 7 января 1993 г., в праздник Рождества Христова, в соборе состоялась первая служба, а с июля 1994 г. возобновлен крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери из Христорождественского монастыря в собор Вознесения Господня. Ныне в соборе находятся новонаписанная Тихвинская икона Божией Матери и особо почитаемая в Твери икона Божией Матери "Тучная гора", написанная заново в 1994 г., так как старинные иконы были утрачены. Среди святынь особо почитаются хранящиеся в соборе мощи св. свм. Архиепископа Тверского Фаддея, убитого 31 декабря 1937 г.



На рубеже XIX-XX вв. на пересечении Миллионной (Советской) улицы и Ильинского переулка (Тверской пр.) располагались жилые дома, выстроенные в 1760-е гг. Двухэтажный дом справа изначально принадлежал причту Вознесенской, "что на Проспекте", церкви. Строился он тогда, когда каменный храм уже существовал. Сооружение Вознесенской церкви началось в 1749 году с устройства Богоявленского придела. В 1751 году его достроили и освятили. К 1761 году завершилось строительство основной части храмового комплекса - церкви Вознесения Господня. С запада к храму примыкала трапезная, а с севера - колокольня. Церковь сильно пострадала в пожаре 1763 года, восстановили к 1768 году.

В 1805 году колокольню разобрали, потому что она "как самую церковь, так и свет в ней застенила, к тому же по стеснению места не слышится в приходе колокольный звон". Новую колокольню поставили с западной стороны. В начале XIX века прихожане Вознесенской церкви решились на замену её большим по площади зданием. Старую постройку разобрали, и 30 апреля 1826 года началось строительство нового храма. Автором проекта стал губернский архитектор Иван Фёдорович Львов. Освящение храма состоялось в 1833 году при "низкорослой" старой колокольне, и лишь в 1902-1903 гг. появился третий ярус звона.

В начале XX века в доме причта Вознесенской церкви находился магазин Блиновых, где шла торговля охотничьими принадлежностями, музыкальными инструментами и хозяйственными товарами. Дом напротив в 1803-1804 гг. городские власти приобрели под городскую Думу и Магистрат. Когда в 1860-е гг. сюда перевели городскую полицию, над зданием возвели высокую деревянную каланчу. В самом начале нашего столетия (около 1907 г.) вышку разобрали. Тогда же в третьем этаже дома открылось частное реальное училище, а в первом разместился магазин Петронелли Осиповны Озеровой, торговавший швейными машинами "Зингер".

И дом церковного причта, и здание городской Думы утрачены в советское время при расширении Кооперативного (быв. Ильинского) переулка и превращении его в Тверской проспект.

http://history-tver.ru/7-31.htm



Собор Вознесения Господня расположен в Центральном административном районе г. Твери, на пересечении Тверского пр-та и ул. Советской.

История возникновения собора уходит вглубь веков. Известно, что до 1612 г. возле настоящей церкви стояла деревянная, с тем же наименованием. Рядом находилась также деревянная церковь во имя Богоявления Господня. Это были небольшие приходские соборы (теплый и холодный). Оба были сожжены во время польско-литовской интервенции. В 1624 г. церковь Вознесения была отстроена заново, а в 1709 г. здесь опять возвышались две церкви — Вознесения и Богоявления. Но в 1725 г. Богоявленская церковь сгорела и больше не возобновлялась. Позже на этом месте была устроена деревянная церковь во имя Вознесения Господня с престолом Богоявления. Но и этот храм простоял недолго. Он сгорел дотла во время сильного пожара. Через некоторое время прихожане просили разрешения строить на этом месте новую церковь, уже каменную, с тем же наименованием и с тем же приделом. Была дана храмосдательная грамота. В 1751 г. придел Богоявления был закончен строителями «чистыми образами и всяким церковным облачением убран» и освящен.

Строительство самого собора продолжалось еще почти 9 лет, а в 1760 г. был освящен и главный придел. Но и этот собор простоял недолго. 19 мая 1763 г. в Твери случился опустошительный пожар. Погорела и только что возведенная церковь. Но прихожане сумели быстро восстановить придел Богоявления, который в сентябре был освящен. В нем возобновились богослужения. Сам же собор восстанавливался долго. Наконец, в 1768 г. было восстановлено внутреннее убранство. Храм был полностью построен и освящен. В 1805 г. у собора была возведена новая колокольня.

Шло время. Велось обширное каменное строительство в центре Твери. В городе работали такие замечательные мастера, как К. Росси, Н. Легранд и И. Львов. Находившийся в центре города собор с немодной уже «барочной» декорацией перестал удовлетворять сиятельных владельцев и прихожан. Встал вопрос о его перестройке. В 1818 г. прихожане и священники попросили разрешения разобрать собор и на его месте построить новый, более просторный, с приделами Антония и Феодосия Печерских и Богоявления Господня. К прошению прилагался проект церкви, подписанный губернским архитектором Н. Леграндом. Но средств на эти работы не нашлось. Собор решили расширить путем устройства нового придела. В 1831 г. был закончен и освящен придел Антония и Феодосия Печерских. В 1833 г. в праздник Вознесения Господня был освящен весь храм с новым позолоченным иконостасом и покрытыми росписями стенами. И только в 1836 г. был освящен придел Богоявления Господня.

Собор стал подлинным украшением города. При строительстве широко применялся белый камень, из которого были выполнены колонны, карнизы, цоколь, ступеньки храма и колокольни. Собор был выкрашен охрой, детали декора побелены. Применялась роспись как внутри, так и снаружи. С помощью росписи в портике была создана уникальная имитация объемных рельефов в технике гризайли. Были вызолочены главка и кресты на соборе и колокольни. Крыша и купол были покрыты луженым железом. Широко применялось кованое железо, из которого были выполнены решетки на окнах и дверях. Оконные переплеты и двери были тонированы под мореный дуб.

Все в обличии сооружения было продумано до мельчайших подробностей. Собор выглядел величественно. К сожалению, проследить полностью хронологию перестроек невозможно — архивный фонд по храму уцелел не полностью. В основном это небольшие ремонтные переделки.

После революции в 1922 г. из Вознесенского Собора комиссией по изъятию церковных ценностей были конфискованы утварь и иконы. А в 1935 г. храм был закрыт. С 1936 г. в здании находилась экспозиция областного краеведческого музея. Осенью 1941 г. были временно возобновлены Богослужения. В 1972 г. здание было передано под выставочный зал Областной промышленной выставки. При этом была произведена его значительная перестройка: сделаны межэтажные перекрытия, заменена отопительная система, с восточной стороны пристроен пандус.

В 1991 г. по просьбе верующих людей началась работа по передаче собора Церкви. 7 января 1993 г. в храме состоялась первая служба.

http://vosnesenie.ru/about/history/

Тверской собор в честь Вознесения Господня , архиерейское подворье Тверской епархии

Собор Вознесения Господня расположен в Центральном административном районе областного центра на пересечении Тверского проспекта и улицы Советской.

История возникновения собора уходит вглубь веков. Известно, что до года возле настоящей церкви стояла деревянная, с тем же наименованием. Рядом находилась так же деревянная Богоявленская церковь - это были небольшие приходские соборы, теплый и холодный, обе сожжены во время польско-литовской интервенции.

Архитектура

При строительстве собора очень широко применялся белый камень: белокаменные колонны, карнизы, цоколь, ступеньки храма и колокольни. Храм был выкрашен охрой, детали декора побелены. Применялась роспись как внутри, так и снаружи. С помощью росписи в портике была создана искусная композиция объемных рельефов в технике гризайли.

Главка и крест на храме были вызолочены. Был вызолочен крест и на шпиле колокольни. Крыша и купол были покрыты луженым железом. Очень широко применялось кованое железо (решетки на окнах и дверях). Оконные переплеты и двери были тонированы под мореный дуб. Все в обличий сооружения было продумано до мельчайших подробностей.



error: Content is protected !!